2013-11-15 – Статьи и комментарии – Всех уравняет Кольт? Право на свободу — это и право на самозащиту

В Москве состоялся II общероссийский съезд общественной организации “Право на оружие”, собравший триста делегатов со всего мира. Его Почётным гостем стал и наш земляк, депутат областной Думы Витаутас Лопата. Мы беседуем о том, разрешат ли россиянам пользоваться короткоствольным оружием и поможет ли это в борьбе с преступностью.

Председатель правления межрегиональной общественной организации “Право на оружие” Мария Бутина вручает депутату Витаутасу Лопата памятный подарок.

Дать отпор

– Витаутас, сейчас в стране идёт разработка и общественное обсуждение закона “Об оружии”. Вы были инициатором внесения в ГосДуму одного из первых законопроектов по расширению гражданских прав на оружие. Какова судьба тех поправок?
– В 2003 году я внёс законопроект в облдуму, и его практически единогласно поддержали. Меня делегировали в Государственную Думу, с трибуны которой я выступал. К сожалению, тогда в Госдуме законопроект поддержали всего 3-4 человека.
– Многие и сегодня считают эту тему “несвоевременной”, учитывая последние погромы в Бирюлёве…
– Если бы тот пакет поправок, что мы предлагаем, был реализован, погромов в Москве могло и не случиться. Будь у парня пистолет, он сумел бы показать преследовавшему его преступнику, что может защитить себя и свою девушку. Если бы продавцы оружейного магазина в Белгороде были вооружены, возможно, и тут обошлось бы без случайных жертв на улице. Полиция всех защитить не может, преступники готовятся и нападения совершают там где нет полицейских. Любой грабитель, прежде чем залезть в дом, хорошо бы подумал: а вдруг получит пулю. Самое осознание того, что вооружённое население может дать отпор, являлось бы сдерживающим фактором.
– Три года назад на вас тоже напали бандиты…
– Это было безлюдным утром возле кафе “Солянка”. Бандиты ударили меня кастетом, разбили лицо, повалили на тротуар, а когда прохожие закричали — убежали. Тогда я пожалел, что не было оружия. Можно было бы задержать одного из нападавших. В то время на многих оппозиционеров нападали. Скольких журналистов в России поубивали…
– В центре нынешних дебатов — владение и скрытое ношение пистолетов — огнестрельного короткоствольного оружия. Вы не боитесь, что все друг друга перестреляют?
– Пять миллионов россиян уже владеют длинноствольным оружием, но никто не видит эту армию на улице. Я уже 27 лет владею тремя карабинами, двумя ружьями, но кроме как на охоту с ними никуда не хожу. Суть поправок — не в упрощении получения оружия, а в расширении его видов. Короткий ствол удобен для скрытого ношения, дисциплинирует того, кто его носит и тех, кто рядом.

Жёсткий контроль

– Значит ли это, что оружие должно быть в свободной продаже?
– Ни в коем случае. Оно должно продаваться по лицензии через органы полиции после тщательной проверки людям, имеющим опыт обращения с ним. Законопроект предполагает запрет на продажу всем ранее осужденным, алкоголикам, наркоманам, людям с психическими заболеваниями. Начальник отдела полиции, выдающий лицензию, несёт персональную ответственность за то, кого наделяет оружием. Кроме того, его владельцы заново ежегодно проходят обследование, собирают справки. Если законопроект поддержат, это будет иметь и экономический эффект: приобретение пистолета, лицензия, обучение в тире обойдётся владельцу ствола приблизительно в 60 тыс. руб. Помножьте на 5 млн уже имеющихся в стране собственников оружия. Государство получит 300 млрд. руб. дохода.
– Вы уверены, что в стране, где зашкаливает агрессивность всех ко всем люди “созрели” для оружия?
– Я считаю неуважением к собственным гражданам высказывания, что россияне “недалёкие”, незрелые и сильно пьющие. Почему людей без разбору подозревают в неспособности отвечать за свои поступки? Прибалтийские страны бывшего Советского Союза, Молдова 20 лет назад легализовали оружие, и наши бывшие соотечественники не стреляют друг друга сплошь и рядом. Чем мы хуже? К тому же, статистика свидетельствует: в тех странах, где разрешено короткоствольное оружие, за пять лет уровень преступности уменьшается в десять раз. Граждане, имеющие оружие являются самой дисциплинированной частью общества. Они хотят иметь право на защиту своей семьи, своего дома и защиту Родины. Они серьезная опора государства. На съезде мне довелось поговорить с делегатом из Эстонии. В его коллекции 28 короткоствольных видов оружия, на каждое – лицензия. Он имеет право передвигаться с оружием по территории Евросоюза.

1-й заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин и Председатель правления межрегиональной общественной организации “Право на оружие” Мария Бутина на съезде.


– Часто на скамью подсудимых попадают как раз те, кто защищал себя и своих родных…
– Нужно одновременно изменять и действующее законодательство о необходимой самообороне так, чтобы человек, защитивший свою жизнь и семью, не оказался за решёткой.
– Сторонники и противники законопроекта сходятся в одном: власть не даст его принять, потому что боится вооружённых мятежей. Вы верите, что Госдума решится дать россиянам в руки оружие?
– Вода камень точит. Думаю, пусть через три-пять лет, но законопроект будет принят. Граждане всех цивилизованных стран имеют право на ношение короткоствольного оружия. Выходит, мы не цивилизованная страна? Политикам следует об этом задуматься.

Какое оружие у жителей области?
Огнестрельное с нарезным стволом – 1648 владельцев. (охотничьи)
Гладкоствольные огнестрельные – 11322 владельцев (охотничьи)
Огнестрельное оружие ограниченного поражения – 1915 владельцев (травматическое)
Газовые пистолеты – 3072 владельца.
Наградное – 79 владельцев.

Об организации

Ефим Варва, координатор общественной организации “Право на оружие” по Калининградской области:

Ефим Варва

– В местной организации пока 20 человек (в России – 1200), но их количество растёт. Цель движения: развитие оружейной культуры в России, расширение прав россиян на оружие и необходимую оборону. Мы добиваемся этого с помощью образовательных семинаров, уличных акций, на которых открыто высказываем свою позицию. И отношение общества к этому вопросу меняется. Согласно исследованиям ВЦИОМ, если в марте 2010 г. за законопроект выступали 14% россиян, то в сентябре 2013 уже — 39%. На съезде решено перерегистрировать общественную организацию “Право на оружие” из межрегиональной во всероссийскую. Как сказала председатель правления движения Мария Бутина, уникальность этого съезда – в его надпартийности.

Ирина СРЕТИНА
Фото из архива В.Лопата
“Аргументы и Факты Калиниград” 13.11.2013 г.