|
В. Лопата |
Депутат и кандидат в депутаты Областной думы Витаутас Лопата рассказывает, что такое депутаты-манекены, зачем люди идут в думу, и как нам мешает жить строгая партийная дисциплина некоторых депутатов
– На последнем заседании областной думы вам удалось убедить депутатов думы “переголосовать” уже отклонённый ими закон, да ещё и опротестованный прокуратурой…
– Речь идёт об областном законе, предусматривающем выделение из бюджета 25 миллионов рублей на компенсации сельским педагогам за услуги ЖКХ. Сельские учителя получают очень мало, и по федеральному законодательству им положены бесплатные например: дрова, уголь и компенсации за услуги ЖКХ. Которых, кстати, на селе часто просто нет. Этот закон действительно опротестован прокурором области. И после приведения его в соответствие с требованиями прокурора сумма компенсаций сельским учителям в области должна составить 85 миллионов. Об этом на заседании думы говорила Тамара Кузяева, представитель губернатора в думе. Также она говорила, что в связи с протестом прокурора этот закон принимать не надо, потому что в правительстве области протест прокурора ещё не рассмотрели. Ну, закон и отклонили.
– Ну отклонили и отклонили. Зачем вам надо было пробивать отклонённый и опротестованный прокурором закон?
– Если бы сейчас этот законопроект не был принят, то в этом году сельские учителя не получили бы вообще никаких компенсаций. До выборов осталось всего три недели, и на это время обсуждение нового законопроекта не запланировано. Потом придёт новый состав думы. Пока они рассядутся по кабинетам, пока то, пока сё… А потом они сразу уходят в летний отпуск. В результате – обсуждение этого законопроекта будет возможно только в октябре – ноябре. Другими словами, в этом году компенсации за услуги ЖКХ, точнее, за их отсутствие, сельские педагоги не получат. Закон нужно принимать сейчас, и в таком виде, в каком есть. Протест прокурора об увеличении выплат можно рассмотреть на следующем заседании как поправку. Или обязать депутатов следующего созыва оперативно рассмотреть этот важный вопрос. В своём выступлении я об этом и сказал, что принять этот законопроект нужно обязательно, и пусть “единоросцы” потом говорят, что это они приняли этот законопроект для сельских учителей. Бог с ними! Потому что под предлогом выделения учителям более серьёзных денег, сельские педагоги могли не получить их совсем.
Переголосовали. Приняли. Против было всего два – три голоса.
– Значит, даже один здравомыслящий оппозиционный депутат может переломить ситуацию?
– Иногда такие маленькие победы получаются, иногда, к сожалению, нет.
– Насколько я знаю, у вас есть свой, отличный от общепринятого среди оппозиции, взгляд на фактическую отставку Георгия Бооса. Вы не считаете это победой и достижением?
– Я уже говорил: нет, не считаю. Я считаю, что, как вы говорите, “фактическая отставка Георгия Бооса” – фактический и очень серьёзный минус для жителей Калининградской области. А вот продление его полномочий ещё на пять лет стало бы большим плюсом.
– Почему?
– Хотя бы потому, что губернатор Боос после всего этого противостояния с оппозицией пошёл на контакт, начал с нами диалог. Был создан совет при губернаторе. Хотя ещё сразу после его назначения к нам, во время первого выступления губернатора в областной думе я предложил ему создать такой совет при губернаторе с включением в него оппозиционных депутатов и представителей общественности. Боос сказал, что обязательно подумает, и что такой совет, скорее всего, будет создан. Однако совет был создан только после митингов. И в этом совете мы начали решать реальные проблемы, которые стояли перед жителями области.
– Красивая фраза, но я не могу вспомнить какие-либо проблемы, решённые советом при губернаторе…
– Результатом работы совета при губернаторе стали его указания снизить стоимость аренды садово-огородных участков, остановить рост цен на ЖКХ, провести дачную амнистию и так далее. Но через несколько месяцев губернатор ушёл в принудительную отставку, и все эти поручения “встали”. Они не отменены, они просто приостановлены. Жаль. Уровень демократии между губернатором, оппозицией и населением в тот момент был самым высоким среди регионов страны. В конце его губернаторства с Георгием Боосом можно было конструктивно разговаривать.
Я обязательно буду поднимать вопрос о работе совета при губернаторе. Вокруг губернатора – куча льстецов-чиновников. Понятно, что такие “сотрудники” никогда не поставят перед губернатором ни одной жёсткой проблемы. Попасть на страницы местных СМИ оппозиции сегодня очень сложно даже за плату. Поэтому совет и нужен как канал полноценной информации для власти и в первую очередь – для губернатора.
– Знаете, мне, как жителю области, не очень понятно, каким образом влияют на мою жизнь эти диалоги оппозиции с губернатором. Приглашают депутата Лопату к губернатору, или нет, говорят Лопата с Боосом, или нет, это никак не отражается на мне и моих близких.
– Типичнейшее заблуждение человека, уставшего от политики. К сожалению, таких, как вы, не так уж и мало.
– Убедите меня в обратном. Приведите пример.
– Во время одной из встреч с губернатором Боосом мы с ним говорили о втором эстакадном мосте, меня интересовало почему он не строится? Губернатор сказал мне, что мост будут достраивать в 2018 году, к чемпионату мира по футболу. И что именно к этому событию можно будет получить федеральные средства на строительство, но не раньше. Тогда я объяснил губернатору, что в пробках люди стоят и матерятся уже сегодня, и мост нужен уже сегодня. И что губернатор должен сейчас ударить кулаком по столу и заявить, что он достроит вторую эстакаду. В конце беседы я снова спросил губернатора, что он об этом думает. Боос буквально ударил кулаком по столу, и решительно сказал, что он построит этот мост. Боосу удалось “организовать” поступление в область миллиарда рублей именно для строительства второго эстакадного моста. Мост строится и новый губернатор Цуканов полон решимости его достроить. А это уже касается всех. В том числе вас, и ваших близких.
– Как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать депутат Калининградской областной думы?
– В первую очередь депутат должен быть порядочным человеком. Должен служить ДОБРУ, а не злу. При этом депутат должен быть не твердолобым, а уметь развеять шелуху сомнений, посеять зёрна познаний, и направить мысли окружающих в правильном направлении…
Всё остальное – вторично. Законопроекты, поступающие из правительства – очень разные. И предвидеть, какие законопроекты поступят в областную думу в ближайшие пять лет – невозможно. Тем более, что некоторые депутаты на второй день забывают, кто и зачем их избрал.
– То есть?!
– Они вступают в партийную фракцию, где своего мнения просто быть не может. Партийная фракция, как правило, голосует по указанию партии сверху. Москва спускает “установку” в регионы, в регионах “партийные установки” доводят до фракций. Депутатов от фракций “наклоняют” и заставляют голосовать единогласно. Как сказал Грызлов: “Дума не место для дискуссий!” А по мне так и самое место для дискуссий. Хотя бы чтобы потом не было серьёзных последствий…
Знаете, я уверен, что если мы сейчас на улице попросим граждан перечислить весь состав думы поимённо, то никто не сможет назвать фамилии даже половины от сорока депутатов. Я и сам их не всех знаю…
– ?!
– Да! Да, некоторые – это люди-манекены. Они неизвестны, потому что практически никогда не выступают, они никогда ничего не предлагают, не спорят, не высказывают своё мнение, не поднимают проблем… Они только голосуют. Ну и получают зарплату. В среднем – около 80 тысяч рублей. За что? За то, что они один раз в месяц пришли на 1 заседение в думу, и проголосовали, как надо? И 2-3 раза в месяц на комитет в малом составе? А ведь решения думы касаются каждого гражданина Калининградской области. Как он будет лечиться, питаться, как его дети будут учиться, какая очередь в детский садик будет. Ведь люди не увязывают работу думы или окружного совета с тем, что сегодня в очереди в детские сады стоит 15 тысяч человек. А кто в этом виноват?
– Кто?
– И депутаты, и правительство, и муниципалитеты. Сейчас не хватает детских садов. А в своё время депутаты позволили их закрыть: и муниципальные, и ведомственные. А ведь в своё время “отцы города” за счёт муниципальных денег должны были выкупить ведомственные детские сады, и таким образом сохранить дошкольные детские учреждения. Или выменять у организаций детские сады на земельные участки. Или на что-то ещё. В результате ведомства оказались не готовы содержать детские сады. Кстати, пять лет назад очередь в детский сад насчитывала три тысячи человек. Сейчас – 15 тысяч в Калининграде, а по области около 25 тысяч.
– Вам не обидно начинать всё с самого начала? Реанимировать политический совет при губернаторе, например?
– Мало времени прошло, чтобы сделать какие-то окончательные выводы… Может быть, Николай Цуканов окрепнет как губернатор и начнёт действовать более энергично. Вначале ведь и Боос чихать хотел на депутатов и со мной не здоровался, отворачивался. А вот во второй половине своего губернаторского срока, он понял, насколько нужна региону оппозиция.
Знаете, в тот момент, когда народ на площади кричал “Долой Бооса”, никто не решался выступить против толпы. Я тогда выступил в “Комсомольской правде” в поддержку Георгия Бооса. Мне кажется, что сегодня всё больше людей начинают понимать, насколько важен был Георгий Боос для области. Я сегодня всё чаще слышу, что вот был бы Боос, он бы заставил ответственных лиц своевременно убрать улицы от завалов снега. И таких бы безобразий не было бы и с управляющими компаниями. Более того, особо “активные” руководители некоторых управляющих компаний при Георгии Боосе уже бы мотали срок. А в данной ситуации вопрос пора уже ставить именно так. ЖКХ – это не просто проблема. Это цунами проблем. Создаются управляющие компании, которые сразу и активно берутся за дело – собирают деньги с населения. Потом компании становятся банкротами. Приходят новые компании, которые сразу активно начинают… собирать деньги с населения. Эти деньги куда-то уносятся, но никакого обслуживания жилья, никакого ремонта не производится.
– Ну, ЖКХ – проблема федерального масштаба. И решаться она должна на федеральном уровне.
– Ничего подобного. Областная дума вполне могла бы принять местные законы, регулирующие деятельность управляющих компаний. Например, закон о том, что столько-то процентов собранных денег должны идти на ремонт жилья. Больше – можно, меньше – нельзя. Или сколько денег руководство компании может тратить на свои зарплаты. Здесь другой принцип: меньше – можно, а вот больше – нельзя. А за нецелевое использование средств предусмотрена уголовная ответственность.
– Вы выступаете за значительное сокращение количества депутатов. Почему?
– А зачем нам сорок депутатов? Президент даёт установку на сокращение чиновничьего аппарата на 20%. Но дальше деклараций дело не идёт. А сокращать надо. Это сэкономило бы очень большие средства для бюджета. И в мэрии, в правительстве, и в областной думе в том числе. Кстати, в некоторых региональных парламентах было принято решение о сокращении количества депутатов. У нас – нет. Дума могла в последнем созыве принять такое решение, я предлагал сократить количество депутатов с сорока до двадцати. Но вопрос рассматривать не стали.
– Скажите, а зачем вообще люди идут в думу? Например, один загруженный руководитель коммерческой фирмы вдруг проникается проблемами, стоящими перед населением и взваливает на себя дополнительную ответственность.
– Личная корысть – получение преференций для бизнеса. Ну и статус – звание депутата. Мне делались предложения вступить в одну ну очень влиятельную партию. При этом мне объяснили, что вступив, я смогу развивать свои “Солянки”. И в городе было бы уже пять “Солянок”, а не одна.
– Так почему не вступили?
– Знаете, если бы там была хотя бы половина честных людей. С кем можно было бы победить вторую половину. Но их, по моему убеждению, там нет. Я себя не буду чувствовать там комфортно. К тому же, избиратель может и не понять.
– Кстати, об избирателе. Ведь народ также несёт ответственность за то, кого он выбирает. И депутаты-манекены тоже были кем-то выбраны. Вы не переоцениваете избирателя?
– Народ несёт ответственность за всё, что творится в стране, в том числе и за состав думы, которую он избрал. Да, народ терпит, и пока позволяет драть с себя три шкуры. Но это не повод делать из народа быдло. Да, есть десять процентов населения, людей деградирующих и спивающихся, которые хоть за козла проголосуют, лишь бы им пятьсот рублей дали. Но остальные 90% – другие. И вот именно эти 90% – мои избиратели. И именно им я хочу сказать: надо идти на выборы. Постарайтесь найти хоть одного порядочного депутата из списка в своем избирательном округе. Проголосуйте за него. Что бы хоть что-то, хоть потихоньку, но продвигалось в лучшую сторону. Иначе у нас с вами на достойную жизнь просто нет шансов.
Александр ИСПОЛАТОВ
Еженедельная бесплатная информационная газета “Дворник” № 7 (766) 01.03.2011
Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Калининградской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 2 Лопата Витаутаса Вальдемараса