Депутат Калининградской областной думы Витаутас Лопата ответил на вопросы газеты “Дворник”. Мнение известного калининградского политика далеко не всегда совпадает с тем, что пишут в “Дворнике”. А иногда и полностью противоречит. Тем не менее, редакция решила опубликовать это интервью. Хотя бы потому что слова “свобода слова” для “Дворника” – не пустой звук
– Как вы знаете, Дмитрий Медведев заявил о том, что власть не должна быть “владельцем заводов, газет, пароходов”. То есть, президент предложил власти отказаться от своих средств массовой информации. Как вы думаете, насколько это реально?
– Чтобы российская власть отказалась от “своих” СМИ? От контроля над телевидением? Если это произойдёт, то эта власть долго не просуществует. Конечно, понятно желание пойти по пути демократических стран. Там существуют ограничения для СМИ по вопросам в рамках деятельности спецслужб по борьбе с терроризмом, например. Но никто не указывает редакторам и владельцам СМИ, какие “моменты” в деятельности властей освещать. И как освещать. Если мы идём к этому, то заявлению президента можно только поаплодировать.
– Вам приходилось сталкиваться с тем, что калининградские СМИ не предоставляли вам возможности высказаться, только потому что ваша позиция, мягко говоря не совпадает с позицией властей?
– А у нас часто так бывает. Оппозиционные политики и представители оппозиционных партий хотят выступить в газетах и на ТВ. И даже готовы за это заплатить. Но им отказывают. Например, сообщают, что подобные выступления несовместимы с редакционной политикой газеты или телевизионного канала. Это у них называется “не в нашем формате”. Знаете, если будет принята какая-то поправка к закону о СМИ, которая предусмотрит, что СМИ не имеет права отказывать политической партии или лидерам в публикации её материалов за плату, это будет очень хорошо. Но я очень сомневаюсь, что в современной России это возможно.
– Почему?
– Потому что в данной политической обстановке это чревато последствиями для властей. В том числе и для партии власти. Поэтому я очень сомневаюсь, что это возможно.
– А как вы можете прокомментировать заявление Дмитрия Медведева о деградации партии власти и о необходимости создания ей политической конкуренции?
– Медведев сказал то, о чём уже давно говорят на кухнях. И начинают говорить на площадях. У нас нет многопартийной системы. Есть партия власти и её сателлиты, которым милостиво позволили существовать. А вот демократическим партиям существовать не позволили. Например, партии Народно-демократический союз, Республиканской партии России Рыжкова, и так далее. Им даже в судах отказали в праве зарегистрироваться. Поэтому все слова о демократии в России – просто слова. Есть политическая монополия, которая простирается и на экономику. Те бизнесмены, которые сейчас “работают” в различных властных структурах, не скрывают, что шли в политику, чтобы управлять экономикой.
– А зачем идут в политику демократы?
– Тоже управлять экономикой, но по-другому. Поддержку от властей должны получать те предприниматели, которые добросовестно работают и добросовестно платят налоги, по совести заботятся о своих сотрудниках, а не те, которые являются членами “правильных” партийный структур. Ведь сейчас некоторые предприниматели “предлагают” сотрудникам при приёме на работу сразу написать два заявления: одно о приёме, а другое, с “открытой” датой, об увольнении по собственному желанию. Не говоря уже об “оформлении” всех своих сотрудников частными предпринимателями. Это очень “удобно”. Платят такому “частному предпринимателю” тысячи четыре, которые он показывает как доход. А тот по “упрощёнке” платит шесть процентов каких-то налогов. И всё.
Поэтому в Госдуме и начали поднимать вопросы о запрещении таких “схем” на предприятиях. Потому что дошло уже до абсурда. Некоторые калининградские предприниматели нанимают “чепистом” уборщиц и продавцов в магазинах. Или набирают гастарбайтеров, которые никак не оформлены и с них нет никаких налогов.. А кто будет содержать пенсионеров, а кто будет содержать соцстрах – медицину, образование и так далее? Ситуация критическая. Я думаю, в следующем году эти“схемы” будут запрещены.
– Вы за это?
– Да! За добросовестную, нормальную конкуренцию. Да! За достойные отчисления в пенсионный и медицинский фонды, за достойные пенсии и медицину.
– Очень правильные слова. Но скажите, на вашем предприятии сколько получают сотрудники?
– Меньше 15 тысяч на руки никто не получает. Получают от 15 до 25 тысяч. По ведомости, в открытую. И с этих сумм я плачу и в пенсионный фонд, и соцстрах, и медстрах. Пока плачу 14%. А с 1 января буду вынужден платить уже 34%.
– И будете платить?
– А куда деваться, если власть приняла такое решение?
– Вот видите: вы ругали власть, а она приняла решение о повышении социальных отчислений…
– Но это приведет к сложностям для малого и среднего бизнеса. Часть из них обанкротится. Не с них нужно драть 34% отчислений, а с олигархов, работающих на ресурсах страны через оффшоры. Если бы власть при этом ещё и контролировала собираемость налогов! Знаете, в России строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Я думаю, что в Калининградской области эти 34% честно и полностью будут платить не больше 10% предпринимателей.
– А все остальные?
– Будут укрывать. А те, которые в “Единой России”, они вообще плевали на всё это. Власть их контролировать не будет. Это же их власть. Есть такие фирмы, где официально работает только бухгалтер и директор. Мне рассказывали сотрудники калининградского Пенсионного фонда: приходят они на предприятие, там сидит сто человек. Смотрят табель: в фирме кроме бухгалтера и директора никого нет. Спрашивают: а эти 98 работников откуда? А им отвечают: а это друзья пришли помочь. И с таких предпринимателей ничего нельзя получать, никаких пенсионных отчислений!
– Всё-таки странная это партия, “Единая Россия”. Их не любят, но у них везде большинство. Например, в Калининградской областной думе.
– Большинство “ЕР” там “образовалось” не сразу. Кого-то “наклонили”, кого-то “уговорили”, кого-то “поманили”… Точно так же и главы районных администраций: не пойдет в “ЕР” – не получит денег из областного бюджета на нужды муниципалитета. Потому что нет другой сильной партии. А нет политической конкуренции, нет и экономической. В результате – застой и там, и там.
– Знаете, мне кажется, что партия власти может себе это позволить только потому, что так называемые избиратели позволяют с собой это проделывать.
– Власти делают всё, чтобы доказать гражданину, что от него ничего в этой стране не зависит. Чтобы он все время чувствовал себя беспомощным просителем, кланяющимся властям.
– Но ведь есть фактическая отставка Георгия Бооса в результате действий калининградской оппозиции!
– Я думаю, что после митингов Боосу “наверху” сказали: как ты это допустил, так и разгребай. Боос собрал лидеров оппозиции, посадил их за стол переговоров, создал политсовет и начал решать проблемы. Земельный налог в муниципалитетах понизил, приватизацию дачных участков объявил и так далее. И народ решил: смотрите, мы вышли на митинги, власть нас испугалась, и теперь решает наши проблемы. Это увидели и в Москве. И Бооса одёрнули: что же ты делаешь? Демократию там развел! Сегодня они этого добились, почувствовали свою силу. А завтра что они ещё потребуют? Выборности губернаторов?!!! Хорошей жизни? – Дальше права качать будут?! Это напугало Москву. Там решили этот “пошедший демократический процесс” прервать. Боос ушёл. Сейчас что-то решается? Нет. Приватизацию земли бросили, стоимость услуг ЖКХ опять начала расти, и так далее. Например, “минималка”, которую Боосу удалось довести до шести тысяч рублей, сейчас опять упала, потому что все начхали. В результате в следующем году будет падение налогов. И демократический процесс прерван…
– Я правильно понимаю, что по вашему мнению, Бооса сняли не из-за митингов протеста, а из-за того, что он пошёл на контакт с оппозицией?
– Это было уже “последним штрихом”. По большому счёту, митинги были организованы специально, чтобы был повод снять Бооса. Нужно было “зачистить” команду Лужкова. Её и “зачистили”. Я нисколько не сомневаюсь, что скоро мы увидим Георгия Бооса на хорошем, сильном посту. Он энергичный, грамотный, он профессионал. При всех его недостатках, которых у него достаточно.
– Мне показалось, что вы жалеете, что Боос ушёл.
– Да, сожалею. Если бы он остался ещё на один срок, то экономика бы ожила ещё больше. Больше было бы принято важных для всех нас решений. Да, был бы передел некой собственности. Но он и при других обязательно будет. А вот такого мощного развития – не будет.
– А при новом губернаторе будет передел собственности?
– Это неизбежно. Через некоторое время. Передел неизбежен в некоторых финансовоемких сферах. У нас ведь нет демократии и нет неотвратимости исполнения законов, и в газетах писать об этом некому.
– Каких сюрпризов нам ожидать весной на выборах в областную думу?
– Сегодня та поправка, которую приняли в нашей областной думе, предполагает наличие сюрпризов весной. Есть люди, которые уверенны, что весной место депутата облдумы им по партийному списку просто гарантировано. Не факт, что они его получат. Поскольку окончательные решения о том, кто будет, а кто нет, будут принимать руководители партии. И большой процент набранных голосов вовсе не будет означать, что партийный кандидат “автоматом” станет депутатом. По партийным спискам в думу сможет пройти человек, набравший всего один голос. И решать это будет губернатор и лидеры местных партий. Поэтому я уверен, что состав представителей “Единой России” в облдуме поменяется примерно на две трети. Ну и сама дума тоже поменяется больше чем наполовину.
– Как вы думаете, областная дума по-прежнему будет такой же покладистой по отношению к властям, как и нынешняя?
– А вот это зависит от избирателя. Могут пройти по одномандатным округам достаточно приличные люди. Всё зависит от того, как галочку избиратель поставит. Но могут придти и “послушные” депутаты. Вот тогда и скверы по-прежнему будут пилить и точечная застройка продолжится, и цены на ЖКХ будут расти, и так далее. Посмотрите, кто у нас сегодня возглавляет практически все управляющие компании? Представители партии власти. Там нет ни одного оппозиционера или демократа. И что вы от таких руководителей хотите? Они знают, что даже если они все деньги разворуют, с ними ничего не произойдёт для них лично. Могут себе позволить “отодвинуть на дистанцию” прокурора или начальника милиции. Они же власть!
– На вас было совершенно нападение. Как идёт расследование? Милиция не нашла, кто это сделал?
– Ну, это уже было 3 года назад, и об этом забыли… А никто особо ничего и никого не искал. Да, ударили кастетом, да, сотрясение мозга. Да, облили зелёнкой, в результате чего я получил травму, ожог роговицы глаз. Ну и что? Кого это волнует?
– Ну всё-таки нападение было совершенно на депутата, всё-таки статус, должны были расследовать.
– Да ничего подобного. У меня создалось впечатление, что власть сказала: не надо ничего расследовать, не надо никакого искать. Вот и не искали… А чего удивляться: у нас в области было несколько нападений на оппозиционных политиков и журналистов и ни в одном случае не нашли виновных. Властям это не нужно. На них самих ведь никто не нападает. У них все хорошо.
Александр ИСПОЛАТОВ
Еженедельная бесплатная информационная городская газета “Дворник” 07.12.10