|
В. Лопата |
Авиакатастрофа под Смоленском потрясает. Трагическая гибель целой делегации во главе с президентом Польши Лехом Качиньским, летевшей на мероприятия, посвященные памяти о другой трагедии… Это какой-то жестокий, бесчеловечный символизм.
Но ведь, как любой символ, он на что-то указывает? На что?
Наверное, на то, что надо к людям относиться с любовью. Не за их национальность, не за их вероисповедание, не за цвет кожи или политические взгляды. Просто за то, что они люди.
Многие как российские, так и польские политики и СМИ сделали все, чтобы отношения между нашими государствами были как у кошки с собакой. Отвратительно видеть безумное упоение, с которым лепятся образы врага.
Но вот у соседей случилась беда. Я был у Генконсульства Польши в Калининграде. Мои белые розы утонули в красно-белом цветочном море, уже лежащем перед его оградой.
Судя по этому, здесь были тысячи калининградцев. Их никто не агитировал и не принуждал. Они не граждане Польши. И не сторонники политики погибшего президента Качиньского. Они просто люди. Для которых горе польского народа – это горе таких же людей, потерявших родных и близких. Нормальное движение человеческой души: разделить боль ближнего.
На что еще может указывать нам этот страшный символ?
Думаю, на то, что пора заканчивать политические спекуляции на старых трагедиях. Иначе к ним присоединяются новые… Нельзя жить прошлым и тем более обвинять в своих бедах целые народы, натравливать их друг на друга.
Разве виноват народ России в гибели польских офицеров в 1940 году? Нет. Сегодняшняя Россия – это совершенно другое поколение и другое государство. Виновны те, кто в годы сталинизма отдавал преступные приказы, и кто приводил их в исполнение. Однако сплошь и рядом почему-то просто “русские виноваты”.
Кстати, еще работает следствие, не расшифрованы “черные ящики”, а некоторые деятели уже снова завели: “русские виноваты”. Чуть ли не диверсию организовали.
Лично я более склонен согласиться с предположениями целого ряда экспертов, что президент мог настоять на посадке в плохих погодных условиях. Потому что принял рекомендации диспетчеров об уходе на запасной аэродром за “козни русских”…
Но все же какое-то смутное ощущение вины есть. Почему самолет разбился именно в России? Почему это не удивляет?
У меня какое-то щемящее чувство тревоги. Такое же, как после терактов в московском метро и в “Невском экспрессе”, катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС… Ведь таких нерядовых катастроф слишком много, их череда давно уже длится. Сможем ли мы выйти из нее?
Это чувство только усилится, если следствие по авиакатастрофе под Смоленском вдруг обнаружит ошибки в действиях российской диспетчерской службы.
Думаю, что во всем этом тревожащем происходящем есть вина каждого гражданина России. Каждый гражданин, объединенный понятием “народ”, несет ответственность и за свои действия, и за все, творящееся в стране.
Но подавляющее большинство россиян палец о палец не ударили, чтобы некоторые события не происходили. Живут в своей стране как сторонние наблюдатели.
Нам надо менять себя. Гражданин в нас должен взять верх над рабом или посторонним. Ответственный Человек над безмозглым животным. И тогда мы изменим нашу жизнь. Катастрофы перестанут быть очередными и привычными.
И наконец-то исчезнет это чувство без вины виноватого.
Витаутас Лопата,
депутат Калининградской областной Думы.
“Новые колеса” 15.04.10, “Тридевятый регион” 16.04.10