Прошло уже четыре месяца с момента объявления президентом России Дмитрием Медведевым войны с коррупцией. Громкие единичные задержания и аресты с того времени – как говорится “налицо”. Однако ощущения, что система мздоимства и откатов терпит поражение, у простых граждан не возникает. Своими взглядами на борьбу с коррупцией с газетой поделился депутат Калининградской областной Думы Витаутас Лопата.
– Витаутас, в региональной политике Вы уже не первый год, поддерживая имидж демократа-романтика, не стесняющегося жестко критиковать власть. Однако по поводу столь злободневного вопроса как борьба с коррупцией с Вашей стороны не слышно никакой критики. С чем это связано?
– Во-первых, я действительно романтик в политике и не вижу в этом ничего плохого. В людях “души прекрасные порывы побуждать”, верить в хорошее, не самая плохая черта. Во-вторых, я никогда огульно никого не критикую. Более того, считаю, что уместно критиковать не лозунги, не программные заявления, а действия. К сожалению, после слов нашего президента проявилась очередная компанейщина. Кого-то где-то арестовывают, кого-то “по ящику” изобличают. Вот таможенник Пупкин погорел на взятке, здесь чиновник Ляпкин задержан с откатом в руках. Демонстрация борьбы есть, нет только самой борьбы.
– А что необходимо для полномасштабной борьбы с коррупцией?
– И много, и немного, как сказал древнегреческий философ. С одной стороны, у нас в стране неплохое законодательство, которое может противостоять агрессии коррупции. Оно не нуждается в каких-то принципиальных доработках. С другой – эти законы исполнителями не применяются против коррупции. Простой пример, выборы в органы местного самоуправления. Сегодня мы имеем печальный опыт, что туда все чаще избираются за деньги. Путем банального подкупа избирателей. Об этом знают все, но никто не вмешивается.
– Наверное, в первую очередь в такие процессы должны вмешиваться сами избиратели?
– Я не буду с гневом говорить, про тех избирателей кого можно купить.
Бесполезно. Но таких все же, меньшинство. Просто это, как говорят политтехнологи, гарантированная целевая аудитория. Они идут и за деньги продают свою совесть, а заодно и будущее своих соседей. В результате вызывают стойкое неверие в справедливость у порядочных граждан. По итогам очередных подкупных выборов законопослушные граждане трижды озабоченно подумают, прежде чем принимать участие в следующих.
Вина здесь в первую очередь лежит на контролирующих органах: милиции, прокуратуре, областных властях и избирательных комиссиях. Именно, их бездействие, дает право утверждать, что коррупция начинается на второй день после выборов. Активными действиями тех, кто избирался за деньги.
– И как с этим бороться?
– Как это не парадоксально звучит, но при помощи выборов. Если потребуем право избирать прокуроров и судей, посредством народного голосования, то сможем реально поставить мощный барьер, как это было в период становления Америки. А дискредитировавших себя увольнять без права работы в госструктурах. Естественно этот институт за один день кардинально не изменит ситуации. И здесь будут и попытки подкупа, и нечестной борьбы, все это за один миг не улетучится, но при адекватной и свободной прессе, когда человек будет знать, что все его неблаговидные делишки рано или поздно станут известны общественности, придется вести себя по другому. Посмотрите на Запад, он прошел этот путь, который неизбежно предстоит пройти и нам.
– Но на Западе тоже берут взятки и тоже существуют откаты…
– Да, но это не является массовым явлением. Коррупционные скандалы там очень ограничены, и каждый раз вызывают адекватную реакцию в обществе и обязательную отставку или суды коррупционерам. У нас же система мздоимства присуствует везде и начинается с гаишника на дороге и за место в детсаду, за оценку на экзамене. Работник любой государственной организации, имеющей функции проверять или выдавать какие-то разрешения или согласования, знает, как можно не отрываясь от своей работы получить дополнительный доход. Простой пример, у нас сегодня в Калининграде цены на жилье около 2 тысяч евро за квадрат. Хотя в реальной стоимости они в два раза дешевле. Строители мне рассказывают, что в процессе многочисленных согласований, им чиновники все подписывают без проволочек и обязательных процедур. Но при этом в долевое участие выкупают часть строящегося дома. Прямо платят деньги на стадии фундамента. По тысяче евро за квадратный метр, с условием, что по реализации квартир он вернет их средства с наваром вдвойне. Что это? Коррупция? Или предприимчивость чиновников? С одной стороны они просто вкладывают свои сбережения, с другой – предприниматель уже не может снизить цену на недвижимость, а потребитель купить жилье по его реальной стоимости. И можно ли отказаться от такого предложения чиновника, если завтра тебе нужно будет к нему обращаться?
– Вообще-то коррупция достаточно многолика.
– Вся наша беда, что, объявляя войну коррупции, мы даже не можем ждать точного определения этому явлению. Соответственно, объявившие войну не видят своего врага, не знают с кем или с чем борются. Вот наглядный пример. Я являюсь владельцем достаточно популярного в городе кафе. Недостатка в проверяющих не испытываю. Достаточно часто визитеры проявляют излишнюю прыть, такую, что их завышенные требования приходится отбивать через суд. В течение года мы получили в нашу пользу три решения суда. Нахожусь в судебных разбирательствах еще по двум претензиям от чиновников. Знаете, сколько на все эти победы уходит денег и времени? Поэтому у многих возникает вопрос, а не дешевле ли будет заплатить столоначальникам? А структуры по защите малого бизнеса в нашем правительстве, в прокуратуре и глухи и слепы. Судя по тому, что большинство бизнесменов не отстаивают свою правоту через суд, можно догадаться, как они решают вопросы. А если я сегодня обвиню чиновника в том, что он прикрываясь надуманными требованиями скрытно вымогает взятку, он обидится. Президент Дмитрий Медведев потребовал от чиновников не кошмарить бизнес. Мне кажется, что пока это лишь эмоциональное предложение в предстоящей борьбе. Требуется новый регламент для работы чиновника: если чиновник видит нарушения, он просто обязан их фиксировать, но если регулярно проигрывает суды по результатам проверок, его необходимо уволить без права работать в государственных структурах. Лично четыре года в Калининграде судился с командой прежнего мэра по поводу права на свое кафе, которое построил со всеми разрешениями и за свой счет. Четыре года! А в арбитражном суде в Петербурге это дело было решено в течение десяти мину, с помощью квалифицированной защиты юриста Сергея Пасько. Вы думаете, кто понес наказание за волокиту? Ни чиновники мэрии, ни наши судьи, судившие в пользу мэрии. И таких примеров, к сожалению, великое множество. Еще раз повторюсь: судьи, прокуроры, работники МВД и всевозможные госслужащие, виновные в коррупции, работающие в ущерб экономике, наносящие ущерб гражданам и уличенные в этом на основании Закона, – должны навсегда лишаться права работать в государственных и муниципальных органах.
– А конкретно в Калининградской области, где еще три года назад губернатор Георгий Боос заступив на свой пост, пообещал покончить с коррупцией, как обстоят дела в борьбе с этим злом?
– Я по-прежнему, утверждаю, что реальная борьба с коррупцией завершилась в нашей стране во времена Гдляна и Иванова. А сегодня… За последние двадцать лет чиновники как правило, перемещаются с одной должности на другую. И сегодня на разных высоких постах в области находятся люди, слава, нехорошая слава о которых сформировалась задолго до появления у нас губернатора Бооса.
Сложилась устойчивая корпоративная номенклатура, и она не будет бороться сама с собой. Что касается губернатора. Он сделал несколько шагов, которые четко обозначают его намерения. Это и легализация черных зарплат, и открытые торги и аукционы, которые проходят в доступном всем режиме он-лайн. Все это, безусловно, позитивные действия. Но надеяться на то, что вот двумя-тремя шагами можно коренным образом изменить ситуацию не приходится. Нужны широкомасштабные продуманные действия, с опорой в первую очередь, не на силовые структуры, а на свободные СМИ и на независимую общественность. Но, увы, сегодня, судя по схеме формирования общественной палаты региона и зависимости большинства областной прессы, рассчитывать на это в ближайшее время не приходится.
Илья КОЗЫРЕВ
“Тридевятый регион” 10.10.2008