Витаутас Лопата в представлениях, по большому счету, не нуждается. Любое его начинание становится предметом долгих и бурных обсуждений. Достаточно вспомнить шумиху вокруг открытия кафе “Солянка” или его политических инициатив.
|
Депутат – политик Витаутас Лопата, председатель Калининградского отделения РНДС |
“Я демократ от безысходности. Нет свободы, нет справедливости, нет должного соблюдения закона. Уверен, что только при демократии может нормально развиваться бизнес, а на основе развитого бизнеса, подъема экономики будет богатеть и народ России. А в первую очередь я бизнесмен”, – так формулирует свою жизненную позицию Витаутас Лопата.
Автономный выход
– Бизнес у нас регулируемый и клановый. Причем не только в Калининградской области, но и во всей стране, – уверен Витаутас Лопата. – Поэтому те, кто приближен к “нужным людям”, получают “зеленый свет”, а остальные должны пробиваться с большими материальными и моральными потерями. Обсуждать, хороша или плоха калининградская или российская действительность для бизнеса – не имеет смысла. Она настолько ущербна, что просто нет предмета для разговора. В западных странах государство старается устраниться из всех сфер бизнеса, чтобы работала конкурентная рыночная среда. А у нас государство стремиться все контролировать и регулировать. Свобода в бизнесе и темпы его развития – наилучший показатель качества климата для бизнеса. Например, Эстония, уже в прошлом году занимала 4-е место в мире по этому показателю. У них все разрешено, никто ничего не регулирует. У нас все наоборот. Поэтому я считаю, что области необходимо получить статус автономии в составе РФ. Нужны дополнительные полномочия – и губернатору, и региональному правительству на установление внутренних экономических законов, принятых нашим парламентом. Нужно пересмотреть и налоговую систему. Это все возможно. Но федеральные власти нам все это не позволяют, а напрасно. Находясь в одном законодательном пространстве с Россией, мы в то же время отделены от нее двумя границами, и поэтому нам остро необходимо для нормального существования принимать свои автономные законы в сфере экономики, нормы и стандарты работы, удобные и для региона, и для сотрудничества с соседними государствами и по приграничным, и визовым проблемам в том числе. Иначе мы не стыкуемся, нет контакта.
– Но решит ли автономия наши проблемы?
– Если мы сделаем в регионе экономическую систему, похожую на гонконгскую, минимизируем все налоги, то и европейские, и российские олигархи бегом сюда прибегут. Нужно сделать налог с оборота – процентов пять, а все остальные налоги и отчисления отменить, кроме НДФЛ и ЕСН, которые должны быть одинаковыми – процентов тринадцать от зарплаты каждый. И такая система принесет столько доходов в бюджет, сколько не дадут никакие налоги никогда. Можно будет стать действительно витриной России. Из-за небольшого размера области и близости к Европе на основе предоставляемых льгот здесь будут процветать высокотехнологичные производства, логистика, наукоемкие отрасли, рынок финансовых услуг, ну, и, конечно же, туризм. Для развития платной медицины дополнительной к бесплатной, в регионе необходимо создать льготные прекрасные условия. Нам просто необходимо создать высокий уровень медицинских услуг, наш регион должен звучать как Российская здравница на Балтике, – и сюда поедут круглогодично лечиться и отдыхать со всей России и республик СНГ. Это направление должна быть первостепенной для нашего регионального правительства. А не постройка каких-то сталелитейных заводов, химкомбинатов, нефтетерминалов и тому подобного, что отпугнет туристов. В Европе же лечиться очень дорого и мешает проблема языкового барьера. А в Москве и Питере из-за большого спроса очереди и невнимательность из-за потока.
Нынешний закон “Об ОЭЗ” сам по себе большого эффекта не даст. В нем нет ничего соблазнительного. Льгота по налогу на прибыль в течение первых шести лет? Так прибыли в начале и так нет, – первые годы возвращаются затраты, так что налоги и без закона платить не с чего. Налог на имущество в процентном отношении для предпринимателя настолько мал, что не заслуживает внимания. Тем более, что многие предприниматели не делают переоценку имущества до рыночной цены или берут имущество в лизинг, – и оно не облагается налогом. Так что дали льготы на налоги, которых и так не платили вполне законно. А порог вхождения в 5 миллионов евро – слишком высок. Калининградская область теряет из-за него инвесторов – мелких и средних предпринимателей из соседних стран, которые готовы здесь работать, вкладывать 500 тысяч, миллион евро. Но такие инвестиции даже прописанных крошечных льгот не дают. Инвестировать “проходные” суммы может крупный бизнес, который будет строить крупные объекты, для которых существуют особые федеральные правила. Появление любого крупного предприятия надо согласовывать в отраслевом министерстве в Москве и здесь, на месте. Не каждый бизнесмен захочет два раза платить за согласование одного вопроса, хоть и на двух уровнях. Уже есть такие примеры, когда крупный бизнесмен поехал все-таки согласовывать проект в Москву и в результате там же, в Подмосковье, его и реализовал. Именно поэтому нашему региональному правительству требуются федеральные полномочия, переданные на уровень “автономной республики”.
Помеха – не в законах
– Я все всегда делаю так, как требует закон. Ведь я же первоначально приехал в Калининград не депутатом, имеющим неписанные льготы. И первое мое дело – “Солянка”,- было сделано по закону. А когда я стал депутатом, то отношение к своим делам у меня стало тем более придирчивым. Я теперь трижды не имею права нарушать закон: как гражданин, как предприниматель и как депутат.
– То есть, вы идете не нашим “фирменным” путем – “сначала строю, а потом согласую”, а так, как положено?
– Да. Я по-другому и не могу, иначе мою стройку и мое дело зарубят тут же, потому что я оппозиционный политик. А вот если посмотреть на стройки представителей партии власти, то среди них днем с огнем не сыщешь не то, что полностью, а хотя бы наполовину согласованный проект объекта. Если бы я так делал, то комиссии всех рангов у меня бы толклись постоянно, что, кстати, часто и происходит, я только и успевал бы штрафы оплачивать.
Поэтому я знаю ответ на вопрос “Можно ли вести бизнес честно?” Можно. Я так работаю. Сейчас занимаюсь строительством объекта в Светлогорске. Еще при губернаторе Егорове я на открытых торгах купил объект и сейчас на его месте путем реконструкции строю новую небольшую гостиницу с “солянкой”. У меня есть все разрешения и согласования. Поэтому я точно знаю, что неправы те бизнесмены, которые говорят, что невозможно собрать все необходимые документы. Можно. Я за год все спроектировал и согласовал на уровнях Светлогорской и областной властей. Правда, хотел и хочу открыть еще несколько кафе в Калининграде, но Калининградские власти мне этого не дают. На протяжении последних четырех лет я подготовил два проекта: кафе возле КГТУ напротив “Быков”, потратил около шестидесяти тысяч долларов. И мне его “зарубили”. При этом получал разрешения и на отвод участка, и на проектирование. А когда проект был готов, оказалось, что по утверждению мэра Савенко “городской Совет против”. А годом ранее, когда я получал разрешения на участок, на проект, они не были против?
В свое время, когда мне продали здание кафе, где теперь размещается “Солянка”, обещали, что продадут и второе здание рядом, чтобы я смог провести реконструкцию и сделать единый комплекс. Городская власть выдала разрешение на эскизное проектирование, я потратил опять 10 тыс. долларов и потом получил отказ продолжать работу. А это второе здание уже три года принципиально не выставляют на аукцион, а сдают в аренду, потому что знают, что его все равно куплю я. А теперь говорят, что у двух зданий есть различия в стиле! “Сделано все плохо, – пишут частенько в газетах и как правило к выборам, – “испоганили вход в зоопарк”. Но ведь все сделано по проекту одного из предыдущих главных архитекторов города – я сразу, чтобы не было недоразумений, обратился именно к главному архитектору города. Я предлагаю: продайте второе кафе с аукциона и потребуйте выполнения вашего проекта, – какого угодно. Пусть здание будет круглым, квадратным, потребуйте заменить ворота в зоопарк – я все сделаю за свой счет и так, как вы нарисуете. Но нет! Как же, отдаст городская власть объект в руки оппозиционера. А ведь это и был бы инвестиционный проект, о которых так много говорят и зазывают инвесторов: за мой счет можно сделать весь комплекс у зоопарка в одном стиле.
И при таком отношении к своим, местным предпринимателям мы хотим сюда привлечь каких-то инвесторов. Каких? Инопланетян, что ли? Если свои бьются и ничего не могут решить, то как эти не знающие наших условий иностранцы смогут тут что-то сделать?
Мало конкурентов.
– Ничего никогда скрупулезно не рассчитываю в своей работе – я профессионал своего дела и работаю уверенно в этой сфере, уже тридцать лет. Образование у меня профильное – закончил техникум советской торговли и институт народного хозяйства. Прошел все ступени: был и поваром, и бригадиром поваров, и технологом, и заведующим производством, и директором ресторана, причем в разных городах. Работал и в рабочей столовой, и в ресторане. И всегда у меня были очереди. Поэтому в организации моего дела нет ни малейшей темы, которой бы я не знал. Формат “быстрое самообслуживание” в кафе “Солянка” был выбран потому, что для меня было очевидно без расчетов, что в этом месте нужно именно такое кафе.
– Но вокруг вас работает довольно много кафе и ресторанов. Все-таки центр города, историческое и респектабельное место – лакомый кусочек для общепита. Конкуренция вам не мешает?
– Я могу сказать только одно – чем больше откроется кафе вокруг моего предприятия, тем лучше. Они создадут конкуренцию друг другу, но мне каких-то помех не доставят.
Многие собственники думают, что достаточно взять директора и шеф-повара и дело пойдет. Да, оно пойдет, но ни шатко, ни валко. Любой собственник должен иметь максимально большой опыт работы по профилю. Тех экономических результатов, налоговых отчислений, что есть у меня, очень сложно добиться. Не смогут платить всю зарплату легально, как делаю я – у меня средняя зарплата работника 17-18 тысяч рублей, а минимальная зарплата по ведомости на руки 12 тыс. рублей. А, насколько мне известно, в малом и среднем бизнесе у нас сегодня официально начисляют минимальную зарплату – 3-4 тысячи и редко у кого 6-7 тыс. рублей. А государство будет заставлять предпринимателей платить больше официально: уровень минимальной заработной платы поднимется очень существенно. Но все ли предприниматели смогут это делать? А если еще вспомнить про “письма счастья” налоговой инспекции, требующие платить по ведомости от 7 до 10 тысяч рублей работникам нашей отрасли, то тяжеловато придется рестораторам. Но несправедливо, не по законам рынка одних заставлять с помощью проверок и давления платить эти самые 7-10 тысяч, а другим, числящимся за “партией власти”, маленькие зарплаты работников “прощать”. Меня-то заставлять не надо, я плачу все открыто, по ведомости. Если у меня будет возможность открыть в Калининграде еще 5-7 предприятий, то и там ситуация будет такой же: все будут получать не меньше и только официально. Налоги будут перечисляться все, какие положено. Но у нашей мэрии, видимо, нет заинтересованности в таком развитии моего бизнеса. Поэтому пока только от одной “Солянки” при 60 работниках в бюджеты перечисляется налогов и отчислений почти 6 миллионов рублей за текущий год. Хотя этих отчислений только в моих пяти предприятиях, будь они построены, могло быть и 30 миллионов рублей в год. Но, видимо, в этих налогах, в этих рабочих местах, в улучшении демографической ситуации, о которой так много говорят, заинтересованности у калининградских властей на самом деле нет. У меня в “Солянке” за два-три года родили 17 девушек, а две – родили даже по два раза, декретные у них были в районе 50 тысяч рублей. А в некоторых предприятиях и пяти тысяч не платят. С 1 января пособие на содержание ребенка до полутора лет ежемесячно у меня получают 4-5 тысяч, а у других – только полторы, потому что меньше нельзя…
|
Витаутас Лопата: хорошая еда готовится только с доброй душой |
Кого поддерживать?
– Как вы относитесь к лоббированию интересов бизнес-структур законодательными органами?
– Начнем с того, что сегодня у нас в областной думе сложилась такая ситуация, что с законодательной инициативой выступают не депутаты, а правительство через депутатов. Причем по любым законопроектам. Если посмотреть на правительство, то мы увидим, что в нем работают наши известные бизнесмены. Естественно, они проводят то, что выгодно, в том числе и их предприятиям. А так как большинство в региональном парламенте – единоросское, то оно особо не задумывается, кому выгоден тот или иной законопроект. Главное, что он идет из правительства, спускается по линии партии. И депутаты голосуют в соответствии с партийной дисциплиной. Хотя депутат обязан голосовать с учетом интересов всех избирателей, а не их части в виде предпринимателей и чиновников, объединенных под флагом “Единой России”. Наша задача депутатов – проводить законы, улучшающие и экономику области, и жизнь населения. Но об этом мало кто думает. Поэтому в основном претворяются в жизнь решения партийной фракции “Единой России”. Возможно, это правильно, а я видимо, убогий, ничего не понимаю в их “дальновидной политике”.
– Но мы можем что-то сделать у себя в регионе для развития малого и среднего бизнеса?
– Во-первых, никто не заинтересован в развитии открытого и понятного бизнеса. Были бы заинтересованы, то пригласили бы, например, меня, как собственника и руководителя предприятия с самыми лучшими экономическими и социальными показателями в отрасли по региону и спросили бы, что нужно для того, чтобы я смог открыть еще несколько таких образцовых предприятий. И сделать такие же шаги навстречу другим лидерам-предпринимателям во всех сферах деятельности. Чем больше мы откроем кафе, мастерских, ателье, магазинов, строительных фирм, фермерских хозяйств, тем выше будут экономические показатели и налоговые поступления, и в пенсионный фонд, и на медицину и образование, и на развитее Калининграда. И тогда каждый предприниматель будет видеть, что работа в открытую, белые зарплаты, качество в работе дают не только материальные преференции, но и моральное удовлетворение,. Кроме того, система согласований должна быть обезличена. Не должен предприниматель приходить и писать заявления типа “Я, Лопата В.В., прошу согласовать или выдать что-то…” Заявление должно быть от фирмы. А в мэрии или правительстве должен быть отдел, который и будет заниматься согласованиями. Не предприниматели должны бегать по кабинетам и давать взятки, а работники этого отдела согласовывать и продвигать “бумагу” или “проект” внутри мэрии или ведомства, причем в установленные для всех короткие сроки и по установленным тарифам. Так и от коррупции избавимся, и чиновничий аппарат сократится.
– Но эта система поможет тем, кто уже и так успешно работает. А начинающим помогать не надо?
– Надо, но с учетом, что он сам что-то может и готов рисковать своим имуществом. А если человек по складу характера и ума не может быть бизнесменом, то не надо на него тратить время. Поэтому мне смешны идеи создания бизнес-инкубаторов, каких-то курсов и так далее. Если человек инертный, не решительный, не смелый, ленивый – это не предприниматель, и его этому и не научишь. Бизнесмен сам произрастает, сам ищет, где научиться, сам пробивает стену препятствий, как росток асфальт. Я начинал с разведения нутрий и песцов, для которых сам выращивал корм. Занимался пошивом меховых изделий, а потом на заработанные деньги в аренду открыл первое кафе. Работал с женой с утра до вечера, не ныл и рэкетирам-подлецам платил, и подлецам-чиновникам поборы от своего маленького бизнеса, на заре становления частной собственности. Милиция не защищала. Некоторые тогда не сдюжили – разорились. Хочешь быть бизнесменом, – будь готов рисковать. И никак иначе. Бизнесмен должен быть готов работать от зари до зари, рисковать своим имуществом, брать на себя ответственность за себя и за своих сотрудников. Не готов, один путь – идти в наемные работники.
Галина Воронова
Фото: Игорь Торощин