
Михаил Берендеев, исследователь, кафедра политологии РГУ им. Канта
Мы смотрим на Европу
Европеизация нашего мышления – это синдром 90-х, когда отечественное было лишено в одночасье всякого знака качества. Такой образ, конечно же, отражал только социальное неблагополучие. А в ситуации сравнения, когда мы здесь стали ездить по Европе, впитывая её образ, конечно же, многие калининградцы стали видеть в Европе гарантию своего экономического и социального процветания.
Вот мы сегодня и получаем такие цифры, когда 45% жителей региона идентифицируют себя только как “калининградцы”, причем, не соотнося себя с “большой” Россией. Большинство респондентов, почти 90% (это показывают множество исследований), поддерживают идею о необходимости развития связи с европейскими странами и ЕС в целом, и только в возрастной группе после 60-ти лет этот процент ниже – 66%.
Вопрос о статусе всё ещё популярен
Ещё в конце 2004 года исследовательская группа ЦИРКОН провела расширенное исследование, охватившего 8 тыс. респондентов, данные которого показали, что 39% опрошенных считают необходимостью придание Калининградской области такого статуса, который отличал бы ее от всех других регионов, и только 22% уверены в правильности сохранения прежнего статуса. Одновременно 64% калининградцев считают, что федеральный центр должен оказывать области активную финансовую поддержку. Вместе с тем, уровень сепаратизма специально драматизируется западными СМИ, поскольку реально он очень мал.
Практически одновременно газета “Коммерсант” распространила почти скандальную публикацию о том, что 60% молодых калининградцев в возрасте до 28 лет хотели бы отделения области от России. Но это, скорее, из разряда того, когда цифры обслуживают легенды и мифы. В принципе, то, что вкладывают люди в понятие статуса, не содержит никакого мятежа. Чаще всего, другой статус для них – это более активные инвестиции России. То есть, бόльшая экономическая помощь региону и возможность свободного перемещения по приграничным государствам.
До 2005 года самым популярным ответом о приемлемом статусе региона являлся статус Особой Экономической Зоны, ей отдавали предпочтения 44,4% калининградцев. Но, к сожалению, само понятие ОЭЗ калининградцы толковали, как хотели: от заграничной территории России до территории со свободным хождением евро, включённой, к тому же, в зону Шенгенского соглашения.
Уровень жизни – основа идентичности
На протяжении уже 10 лет процент тех, кто хотел бы видеть регион в качестве независимого государства – 5-8%. Есть ещё и 4-5% людей, кто хотел бы видеть область под юрисдикцией Германии, Литвы, Польши. Обычной областью в составе РФ нас хотели бы видеть только 20% калининградцев.
66% в целом считает, что от ЕС исходит больше позитивных настроений в отношении Калининграда, а почти 50% молодых респондентов разделяют утверждение, что распад СССР позволил региону приобрести более выгодное геополитическое положение, особенно после того, как он стал находиться внутри ЕС. Для них связь с европейскими центрами даже актуальнее, чем с российскими. Это всё часть закономерного и неизбежного для области сползания в Европу, альтернатив которому сегодня пока ещё никто не создал.
Безусловно, приверженность западной или европейской идентичности ни в коей мере нельзя ставить в один ряд с сепаратизмом. Тем более, все исследования авторитетных социологических центров, в том числе проводимые и в РГУ им. И. Канта, показывают, что доля тех, кто хотел бы независимости, предельно низка, всего 7-8%. Действительно несколько выше она в группах 18-29 лет и 29-39 лет, где примерно 14,2% и 15,6% выступают за статус независимости. Но кто сказал, что это идейный сепаратизм? Это часть калининградцев, которая просто чаще бывала в Европе, прежде всего в Литве и Польше, и посчитала, что постсоветская независимость пошла этим странам на пользу. Скажем, в группах после 50-и 60-и лет количество “независимцев” около 4%. Естественно, что наиболее активно идею отделения от России поддерживают те жители области, которые имеют намерения уехать из Калининградской области: это 16% желающих мигрировать в другие регионы России и 30% желающих поселиться в Европе.
Основа таких предпочтений, очевидно, экономическая. Для того, чтобы наша молодежь не ориентировалась на выезд в Европу, уровень жизни сегодня должен расти опережающими темпами. Учитывая, что 50% наших молодых людей не собираются покидать Калининградскую область, видя в ней огромный потенциал развития, надо создавать условия, чтобы этот процент рос, а не снижался. Россия должна вкладывать в экономическое настоящее калининградцев больше средств. Поскольку наша идентичность напрямую задаётся экономикой – уже в ответе на вопрос: кем мы хотим стать?
Сепаратизм популярен среди мигрантов
Проблема переселения или репатриации граждан из бывших советских республик в Калининградскую область тоже не столь однозначна. Во-первых, вряд ли в Калининград начнут усиленно перебираться русские из Прибалтики, поскольку уровень жизни даже русскоязычных неграждан значительно выше, чем наш здешний. А те русские, которые имеют гражданство государств ЕС, даже при условии, что их финансовые возможности не слишком высоки, поедут на заработки не в Калининград, а в Ирландию или Великобританию.
Прибалтийские няньки, гувернёры, раздатчики пищи, горничные, клерки давно уже популярны в ЕС. Примерно 2/3 молодых латышей и эстонцев, а также половина молодых литовцев, хотели бы уехать в развитые страны ЕС. То же касается и русскоязычной молодёжи. Где вы видели наших русских из Прибалтики, которые горят душой выкладывать тротуарную плитку в Калининграде? Вряд ли поедут в Калининград и белорусы, 2/3 жителей этой республики полностью устраивает современная Беларусь. Социальные выплаты, пенсии и пособия выше, чем российские, а жизнь дешевле. Если белорусы и стремятся куда, так это в Москву или во всё тот же ЕС. С чем может реально столкнуться Калининград, так это с мигрантами из Средней Азии, для которых Калининград действительно может стать пределом мечтаний.
Есть и другая проблема всех этих перемещений, которая за планами уплотнения населения в регионе выпущена из виду. Это привносимый сепаратизм. Исследования показывают, что у мигрантов постсоветского времени более выражены сепаратистские настроения. Почти треть из них не беспокоит оторванность региона от остальной части страны. Среди них выше доля сторонников отделения Калининграда от России: в качестве независимого государства область видят 12,3%. А 10,8% хотели бы видеть наш регион частью другого государства. Ведь для многих из них миграция в Калининград была бегством от российской действительности. С миграционным приростом населения эти тенденции способны все более негативно влиять и на коренных калининградцев.
Учитывая экономическую и психологическую неготовность региона к проекту масштабного переселения, мы можем получить область-перевалочный пункт, со всем набором проблем вплоть до новой Кондопоги вместо нынешней высокой национальной толерантности.
Каста “особых россиян” – калининградское изобретение
По данным ФОМ примерно 47% россиян, живущих в “материковой” России, никак не идентифицирует калининградцев и наш регион. Они просто ничего не знают о нас. В связи с этим и получаются, к примеру, те 66% россиян, которые не считают, что нашему региону нужна большая экономическая поддержка. Только 22% жителей “материка” уверенно считают, что Калининграду нужно в экономическом плане уделять больше средств. Вместе с тем, почти 80% калининградцев считают, что они давно уже жители особой территории.
Европа всегда стелет мягко
Сегодня жители новых стран-участников Европейского Союза, особенно прибалты и поляки, стали осознавать, что уровень жизни “старой Европы”, скажем, в Голландии или Швеции, для них пока призрачен. Причём разница между условиями труда и возможностью заработать несопоставима. Не случайно конституция ЕС до сих пор не может быть принята. Обретшие независимость бывшие советские республики сегодня не способны предложить своим гражданам те условия труда и те заработки, которые существуют в развитой Европе. Среднемесячные доходы современных прибалтов одни из самых низких в Европе, при том, что цены на большинство товаров и услуг, а также коммунальные платежи высоки. Работать, чтобы едва сводить концы с концами, при этом считая себя центром Европы, всё более непопулярно у наших соседей. По опросам населения, примерно 75% молодых латышей и 80% эстонцев ориентированы на выезд из своих стран (благо сегодня это возможно) именно в связи с низким уровнем жизни.
Мы – лучше
Мы относимся к европейцам и соседям в несколько раз лучше, чем они к нам. 73% калининградцев положительно воспринимают Германию, 63% – Литву, и 73% – Польшу. По данным польских социологов, только 24% поляков относятся к россиянам положительно, а, скажем, к американцам – более 50%. Наши люди более открыты к диалогу. Но мы здесь, в Калининграде, становимся невольными заложниками всех русско-европейских споров, когда нас обвиняют в оккупации, в энергетических войнах и т. д. Вместе с положительным отношением к странам-соседям 63% калининградцев подозревает Германию в территориальных притязаниях к Калининграду, а 43% – Литву. Около 30% упрекают в этом Польшу.
Прибалтийский фронт НАТО
Калининградская область сегодня находится в центре европейского региона, который неизбежно, благодаря всем доктринам американо-европейской безопасности, подлежит милитаризации. Пояс европейской безопасности на прибалтийско-польском направлении будет усиленно развиваться, и Калининградская область в этом сегменте отношений не является для Европы другом.
Кроме того, размещение непосредственно у границ области, в Польше, части комплекса систем противоракетной обороны США и станций радиолокационного слежения в Чехии и Прибалтике, будет создавать напряжённость вокруг нашего региона. НАТО усиленно продвигает свою военную инфраструктуру к границам России. Все эти действия достаточно агрессивны, и поскольку единственным вероятным противником в северо-западной части европейского континента для НАТО является Россия, а Калининградская область единственная военная база России в Восточной Европе, милитаризация области может стать неизбежной.
И благодаря всем этим евро-американским стратегическим маневрам Калининград может стать дальше от Европы.
Позитивный имидж – новая идеология
Населению региона нужна не политическая риторика, а ярко выраженная пророссийская идеология, которая проста, доходчива и понятна как самой власти, так и обычному человеку. Задача сегодняшних калининградских властей – создать региону наш, именно наш российский позитивный имидж, донести до населения региона, что мы здесь в России собираемся строить Россию, а не Литву и не Германию.
Мы живём в идеологическом пространстве ЕС, где экономическая и социальная норма – максимизация качества жизни, выстраивание человеческого благополучия. А у нас и сейчас еще основываются на идее 90-х, где уровень жизни – что-то минимальное. Не случайно только 20-25% молодых калининградцев называют себя россиянами, а остальные – калининградцами, евророссиянами и европейцами. Поскольку в этом проявляется некоторое дистанцирование от идеологии, согласно которой мы до сих пор бедные и ущербные.
Нам нужна и положительная информационная политика. Печально, но у области нет позитивного имиджа. Его отсутствие не идёт на пользу оптимистическим настроениям жителей. По материалам федеральных СМИ, жители “материка” представляют Калининградскую область достаточно негативно. На переднем плане российских информационных лент: ВИЧ, контрабанда, наркотики и т.п. Европейцы называют нас “нимандсландом” – землёй в “нигде”, постоянно упрекая нас в свинстве. Если включить телевизор, то и из местных новостей как-то позитивная картинка не складывается. Негатив давит на жителей не самым лучшим образом, заставляя искать позитивные образы и настроение.
Но, как и прежде, калининградцы позитив ищут в Европе.
“Балтийская реклама” 26.02.07
Комментарий В. Лопаты. Стремление к лучшей жизни не остановить
Социологические опросы не являются истиной в последней инстанции. Но они дают большой материал для оценки ситуации и значимых выводов, которые в состоянии серьезно повлиять на нашу жизнь. Ведь в данной публикации, например, речь идет о выборе примера для жизненной ориентации граждан России, проживающих в калининградском эксклаве. Мнение М. Берендеева весьма интересно. Не менее интересно было бы услышать, что думают по тому поводу другие наши ученые, а также политики и просто жители области.
Мы попросили дать свои комментарии депутата областной Думы Витаутаса Лопату.
– Витаутас, как вы оцениваете приводимые М. Берендеевым данные?
– Социологические исследования своими цифрами и серьезными выводами подтверждают, что наше общественное движение “Республика” соответствует своими целями и задачами желаниям и требованиям калининградцев. Опросы, проводимые и пять лет назад, и два года назад, и сейчас говорят о том, что стремление жителей Калининграда к лучшей жизни растет. И что люди все точнее определяются в том, что именно считать лучшей жизнью. За образец принимается жизненное устройство в Европе.
Это нельзя уже считать слепым копированием. Ведь почти 20 лет мы имеем возможность ездить по Европе и собственными глазами не просто отмечать наши различия, но и видеть процесс быстрых перемен к лучшему, происходящих в соседних Польше и Литве. Желание “жить, как там” – это стремление к прогрессу, к демократии, к свободе экономической и политической.
В апреле 2005 г., судя по опросам, 62% калининградцев были сторонниками особого статуса для региона. Сегодня, по прошествии всего 2 лет, уже 80% жителей области считают, что живут на особой территории. Статус которой, естественно, не может быть не особым.
Наше движение выступает именно за такой особый статус – статус 22-й республики в составе Российской Федерации, предполагающий большее количество прав региона. За это на нас, организаторов и активистов движения, “партия власти” навесила пропагандистское клеймо “сепаратистов”. Хотя все наши предложения находятся в полном соответствии с Конституцией РФ!
Этот статус может позволить нашему парламенту адаптировать наше региональное законодательство к законодательству европейскому. Необходимость очевидна: мы задыхаемся среди иного экономического пространства. Это – в интересах калининградцев, о чем говорят и опросы.
Но особо подчеркну! Нам необходим статус 22 республики в составе Российской Федерации, но с большими полномочиями. Никакого сепаратизма!
– А как Вы относитесь к попыткам “россиизации менталитета калининградцев”?
– Стремление к прогрессу остановить, без насилия над народом невозможно. Но и это возможно всего лишь временно. Потому что можно закрыть людям рот, но нельзя заставить сидеть с закрытыми глазами и перестать мыслить. К тому же, чем крепче закручивание гаек, тем выше опасность срыва с резьбы.
Как демонстрируют цифры опроса, народ видит ситуацию иначе, чем властные “народные избранники”. Народ мыслит в соответствии с реалиями жизни, а не с партийными пропагандистскими постановлениями и запугивающими речами. И, при подавляющем большинстве сторонников особости, сепаратистов среди них совсем мало. Как обычно, народ у нас куда мудрее правителей, считающих его тупым быдлом.
– Но, может, есть пример более приемлемый? К тому же, россияне достаточно плохо относятся к НАТО и даже ЕС…
– Все бывшие социалистические страны сломя голову стремятся в ЕС и НАТО, и никто даже не помышляет о выходе из этих организаций, не говоря о союзных отношениях с Россией. Почти очевидно, что Белоруссия примет предложения ЕС, и на деньги Евросоюза и с помощью их технологий и рекомендаций белорусская экономика будет подтягиваться до европейских стандартов. Все стремятся к лучшим ориентирам. И это – Европа. В том числе, как говорят опросы, и для калининградцев.
Сегодня во Франции минимальная зарплата 1250 евро в месяц. Кандидат в президенты говорит о намерении поднять ее до 1500 евро. В России МРОТ всего 32 евро… Какими словами можно уговаривать россиян, что не Европа является для нас примером? Здесь расчет только на незнание реалий жизни в Европе, так как 80% наших граждан из материковой России никогда не выезжали за границу. Можно, конечно, и дальше стремиться к продолжению их неведения: делать все дороже загранпаспорта, поднимать цены на международные билеты, потакать монополизации туристического рынка, чтобы путевки резко дорожали… Но в Калининграде все это не действует! Наоборот, 80% жителей региона бывают за границей. И в наших условиях ограничить это невозможно. Видимый европейский пример постоянно демонстрирует большую привлекательность, чем имеющийся российский.

У Калининграда руки связаны цепями…
Враждебность некоторых россиян к ЕС, а более всего к НАТО, является болезненным следствием десятилетий коммунистической пропаганды. СССР нет, коммунистическая идеология давно уже не определяет курса России, а старые цепи вражды в головах простых людей, но главное – власть предержащих все еще сковывают руки, не давая развиваться подлинному партнерству России и Европы. И выветриваться эта вражда будет еще года… Хотя, я думаю и я просто в этом уверен, НАТО нам врагом не является.
– Стремление к лучшему, но не российскому примеру, несомненно объявят сепаратизмом…
– Сепаратистами являются не большинство калининградцев, желающих жить по европейским стандартам, а та небольшая кучка находящихся у власти людей, которые хотят изолировать Калининградскую область от европейского примера, оторвать россиян от нормального – привлекательного течения жизни.
Нормальное течение – это гарантированная возможность достойного человека уровня жизни. Это ответственность власти и демократический отчет ее перед гражданами. Это и пугает представителей чиновно-олигархических группировок, прибравших к рукам власть в России. А с властью и всю собственность и все финансовые ресурсы России.
При настоящей демократии и свободе слова честных выборов не избежать. И те, кто паразитирует на шее народа, пользуясь властью, будут непременно смещены со своих кресел. Мало того, с них спросят за все деяния. И в том числе и за то, что при бедности подавляющего большинства россиян за 10 лет число долларовых миллиардеров выросло в 10 раз – их более сотни! Меня радует, что, по опросам, прозрение граждан идет быстрыми темпами. И поворот к лучшему примеру становится возможным.
Подготовил Олег Романов
Балтийская реклама 26.02.07