“Самый сильный тот, кто борется в одиночку”
Генрик Ибсен
Вернуть городу имя и создать на территории региона республику – это отнюдь не сепаратизм, а как считает депутата областной думы и предприниматель Витаутас Лопата, вполне осуществимые идеи. 19 ноября ему исполняется 50 лет, и по мнению Витаутаса, он достиг почти всего, чего хотел. Останавливаться не собирается.
|
Витаутас Лопата |
Витаутас, в Калининграде вы уже 10 лет, и за это время успели зарекомендовать себя и как успешный бизнесмен, и как активный политик. Владеете тайным рецептом успеха?
Витаутас Лопата: Да, в Калининграде я уже 10 лет и считаю, это МОЙ ГОРОД! Мне здесь всё нравится и климат, и люди, и живая энергетика города. Она отличается от энергетического застоя очень многих областных центров в большой России.
А слагаемые успеха – как бы я обозначил – это правило трех “Д” – ДЕЛО ДЕЛАТЬ ДОБРОСОВЕСТНО и к людям относиться по-доброму, в том числе – к работникам. И эта формулировка универсальна. Например в “Солянке” всегда были достаточно высокие заработные платы.
А с 1-го октября они стали еще выше. У нас выплаты девушкам-декретницам достигли уже 60-ти тысяч рублей. А на других предприятиях им пять заплатить не хотят. Как результат – только за последние два года у нас ушли в декрет 15 человек. Некоторые уже по второму разу.
Вы работаете в ресторанном бизнесе уже больше 30-ти лет. Не было желания сменить вид деятельности?
В.Л.: Нет. МОЕ ДЕЛО и результат от него как раз совпадает с поговоркой – совмещаю полезное с приятным. Зарабатываю деньги и получаю моральное удовольствие от той работы, которой занят.
Сегодня правительство региона делает акцент на развитии именно малого и среднего предпринимательства, в частности, в бюджетном послании губернатора было заявлено, что малый бизнес должен стать основным источником доходов. Вы, как представитель этой сферы, как считаете?
В.Л.: Я согласен, это правильные слова. Малый и средний бизнес должны в совокупности составлять до 70-80 процентов, как во всех развитых странах. У нас на сегодня этот показатель не более 20. Но мало говорить, надо делать. И это просто, я уже не раз говорил. Собрать ведущих бизнесменов, но не по фамилиям и не по близости к партии и губернатору, а лидеров во всех сферах деятельности, тех у кого самые высокие отчисления на одного работающего, самая высокая зарплата у работников по той же ведомости, качество и культура производства и т.д. И спросить их – чего не хватает для развития и расширения предприятия? А надо не много – преимущественное – через конкурсы – право аренды помещений, аренды земли, упрощение процедуры и сроков согласования проектов, уменьшение череды бессмысленных проверок и все – и никаких особых льгот не нужно. Предприниматели не инвалиды – негоже льготы клянчить. Вот тогда все будут стремится попасть в число передовых. Но это же смешно когда ведущие чиновники – в правительстве и в мэрии, и в партии власти – в “принадлежащем” им бизнесе начисляют зарплату наемным работникам 3 – 4 тысячи по ведомости и используют труд гастарбайтеров и не только их, работников, которые вообще не числятся. А самый “негодный оппозицинер-сепаратист” – от 10 до 20-ти тысяч начисляет, в несколько раз больше платя в пенсионный фонд, подоходный налог и т.д. Что в итоге развиваем? Серость, убогость и жульничество этих чинуш или порядочность, законопослушность и уплату налогов среди предпринимателей?
Кстати при губернаторе создан совет из предпринимателей. Вы входите в его состав?
В.Л.: Да, такой совет создан, но меня не пригласили. Хотя мое предприятие лучшее среди предприятий малого и среднего бизнеса. Но в совет, видимо, сподручнее приглашать с партийной принадлежностью. Я не против ЕР, пусть будет. Но справедливость-то должна быть какая-то, хотя бы та, которая очевидна, о которой они сами говорят. В следующем году истекает выборный период ЕР в Госдуме и нужно подводить какие-то итоги. Но их нет. Не сумели или не захотели? Вся власть была в руках по всей стране – большинство в Госдуме, во всех областных парламентах, контроль над правительством и решениями президента. Они обязаны были это делать, но не делали, а только соглашались во всём. Бюджетники, военные и пенсионеры богаче не стали… Богаче стали только члены партии власти.
Так может, Вам стоит просто вступить в “Единую Россию”?
В.Л.: Для некоторых это может и просто. Для меня – нет. Не хочу делать вид, что умею толкаться и хрюкать вместе у корыта. Я по натуре индивидуал и для меня слова “порядочность” и “честь” не пустой звук.
Кстати, переезжать не собираетесь?
В.Л.: Нет. Меня моя жизнь устраивает, и я буду жить в Калининграде. Однако если в каком-то обозримом будущем – ещё 5-7 лет власть меняться не будет, то наверное, уеду куда-нибудь в Канаду, потому что в старости оставаться в неблагополучной стране было бы неправильно. Конечно, мы с товарищами и соратниками попытаемся изменить ситуацию, но если не получится, то увы. Кстати, во многих благополучных семьях люди моего поколения отправляют детей учится за рубеж, и это очень плохой симптом. Многие молодые ребята уезжают, выучившись там, не хотят возвращаться. Надо стараться создать условия для тех, кто сейчас живет в России и приглашать соотечественников, а не зазывать гастарбайтеров – инородцев. А результате, не побоюсь это сказать, серая и нахальная масса, руководящая нами выжимает умных перспективных и порядочных.
Вас часто называют сепаратистом. Как Вы к этому относитесь?
В.Л.: Я думаю, те кто это говорит, не знают даже значения этого слова. Сепаратизм – призыв к вооруженному отделению территории. Мы к этому не призываем. Мы призываем к тому, чтобы на территории региона создать республику. Согласно Конституции у нас есть право создания республики, которых в России 21. А если можно 21, то почему нельзя 22? Республика с большими полномочиями необходима для того, чтобы наш губернатор имел право прямого взаимодействия с руководителями соседних стран для заключения экономических, торговых, таможенных договоров. А сегодня без ведома президента он не имеет права даже встречаться и беседовать о чем-либо с президентом соседней страны.
К тому же, будучи республикой в составе РФ мы могли бы получить право вхождения в ЕС в качестве ассоциированного члена, оставаясь территорией России. Сейчас Губернатор говорит, что мы до 2010 года достигнем уровня жизни населения Литвы и Польши, но это неосуществимые мечты. Мы со своими допотопными коррупционными законами, с нашей партийной клановостью и экономической преступностью никогда их не догоним. А в рамках республики можно было бы адаптировать наше законодательство к европейскому и попытаться сделать экономический рывок. Это как раз указывается в речи президента о пилотном регионе и согласуется с его же желаниями о вступлении России в ВТО и в Евросоюз.
Недавно было закрыто калининградское отделение ДПР. Как это повлияло на вашу политическую деятельность?
В.Л.: Закрыли, но с некоторым сожалением уже “забыли” об этом. Сейчас, в том числе и с нашей помощью, создано общественное российское движение под названием “Российский народно-демократический союз” под руководством Михаила Касьянова. Я вхожу в состав руководящего совета – Президиума и возглавляю калининградское отделение. В принципе “РНДС” подразумевает продолжение деятельности ДПР в его целях и задачах: развитие демократии, свободы слова, прогресса и улучшение жизни народа.
Сегодня в очень тяжелое для демократии в нашей стране время Михаил Касьянов самый значимый и самый опытный политик, который уверенно берет на себя ответственность за объединение разрозненного правого крыла и всей конструктивной оппозиции, и продвижение российского общества к истинным ценностям демократии.
|
Лидер “Российского |
За те годы, что вы в Калининграде, чем стал для вас город?
В.Л.: Я доволен тем, что живу в Калининграде. Прежде чем приехать сюда, я изучал обстановку в Ярославле, Белгороде, Нижнем Новгороде, звали в Москву, в Краснодар. Но я предпочел Калининград с его природой, его западным менталитетом, многонациональностью, морем, лесом. Ну и дождичек мне всегда нравился. Видимо, потому что корни прибалтийские: дед и отец родом из Литвы.
За эти 10 лет город изменился, в том числе внешне. Какие моменты вы бы особенно отметили?
В.Л.: Триумфальную колонну на площади воздвигли, а что поставить на нее – не знают. Есть предложение ангела там установить, и я считаю, что это правильно, потому что на войне очень много людских душ на тот свет ушло. Так что ангел там как раз к месту будет. А внизу на постаменте нужно делать скульптурную группу из братающихся современных русских и немецких офицеров разных родов войск с оружием, утверждающих мир на вечные времена (ведь мы уже давно проводим совместные учения российских и натовских войск). Нужна триумфальная колонна, которая символизирует не победу, а заключение мира. Время победы ушло в историю, и я считаю, что хватит уже победе ставить памятники. Мы живем в центре Евросоюза, заключаем торговые договора и с европейцами, и с немцами, в том числе, договариваемся о вступлении в ВТО и в будущем в Евросоюз. Хотим иметь с ними безвизовый проезд. Так не стоит, чтобы у этой колонны победы немецкие туристы недоброжелательно шептались: “Вот поставили утверждение победы над нами”. И площадь нужно переименовать в площадь Мира.
А вы, Витаутас, так, что не хотите замечать, что мэрия, например, дороги в городе сделала?
В.Л.: Хорошие 2-3 дороги точно. Правда, эти улицы не очень большие. Но делали эти дороги в том числе за счет государственного и областного бюджетов. Так как затраты мэрии на дороги в этом году равняются 2 – 3 миллионам долларов. Это меньше 2% от годового городского бюджета. Я думаю, горожане согласятся, что это очень маленькая толика на одну из основных проблем города. А в прошлые годы на дороги тратилось еще в 2 – 3 раза меньше. Так что нет тут заслуги мэрии, а есть одно недоразумение.
А Королевский замок надо восстанавливать?
В.Л.: Да, именно в том виде, может только выше наполовину, чтобы не утонул в многоэтажках. Но многие говорят не нужно, что это все равно будет новострой. Они, наверное, не бывали в европейских столицах, где замки и целые кварталы сделаны как новострой из тех же близких к тем историческим временам материалов. Во Франции сегодня целая индустрия по восстановлению старинных замков и поместий. Там делают гостиницы, рестораны, антикварные лавки, художественные галереи, кафешки. Туристы приезжают и оставляют там миллионы долларов и евро. Поэтому восстанавливать надо не только Королевский замок, но и все другие, ту же самую Бальгу или крепость Кронпринц. Посмотрите как преобразился перекресток улиц у Королевских ворот!
Может, в таком случае и имя городу восстановить прежнее?
В.Л.: Да, безусловно Кенигсберг. Дедушка Калинин, подписывавший расстрельные решения для собственных граждан, не заслуживает того, чтобы его прославляли именем нашего города. Он, сидя за одним столом со Сталиным, от трусости, не посмел даже собственную жену защитить от ареста и лагерей на долгие годы. К тому же название Калининград не несет за собой той ауры, которая необходима нашему городу. А Кенигсберг – это историческое имя, прошедшее через века, которое знают во всем мире. И ничего сложного здесь нет. Многие города вернули себе имя. И если мы это сделаем, то все, в том числе и Европа, одобрительно отнесутся.
По жизни вы оптимист?
В.Л.: Да. Всегда верю в лучшее. Не расстраиваюсь от плохих моментов, которые бывают в моей жизни.
Какой принцип вам ближе – сделать и жалеть или не сделать и жалеть?
В.Л.: Не знаю, я об этом не задумывался. Обычно я делаю и не сожалею об этом.
Доверяете людям?
В.Л.: Да, доверяю. Но очень взвешенно отношусь к их поступкам. Не могу сказать, что у меня много друзей. У меня их нет вообще. Потому что друга проверяет время. А я переезжал всю жизнь: здесь живу, 10 лет жил в Алма-Ате, до этого 10 лет в Красноярске, на крайнем севере жил, так что время не позволяло завести крепких друзей.
А как ваша жена реагировала на ваши постоянные переезды?
В.Л.: Спокойно. Не только на переезды, но и на все другие жизненные вывихи. Она прекрасно понимает, что я как раз один из тех кто живет по принципу – стрелять так стрелять, любить так любить, летать так летать. Жена выполняет роль стабилизатора в моих делах, все время старается меня придерживать. Говорит, “если не буду тебя придерживать, то тебя унесет куда-нибудь”. Мы прожили к этому году 30 лет в браке с супругой. Жена была одна, единственная и, наверное, другой уже не будет. Думаю, не легко ей было прожить со мной 30 лет. А сейчас уже привыкла, стала намного мудрее. Я благодарен ей за её помощь, преданность и поддержку в моих делах.
|
|
Веселая семейка |
Планируете свой день?
В.Л.: Нет. Порой, когда удается, сплю до 10-ти часов дня, ложусь поздно – в 2-3 ночи, но когда необходимо по делам, то легко встаю в пять утра.
Как поддерживаете себя в форме, у Вас есть вредные привычки?
В.Л.: У меня мало вредных привычек. Я никогда не курил и никогда не злоупотреблял алкоголем. Последние 15 лет в основном употребляю только красные натуральные хорошие вина по 1-2 фужера только за ужином, иногда позволяю себе французские коньяки по паре рюмок. А вечером уже на протяжении нескольких лет выпиваю стакан кефира на ночь. Сейчас перешел на козье молоко. Мне один фермер, который коз держит, каждую неделю привозит трехлитровую банку. По утрам в “Солянке” ем овсяную или пшенную кашу, предваряя стаканом свежевыжатого апельсинового или грейпфрутового сока. В одном стакане – суточная норма витамина “С”, в нем масса энергии и для цвета кожи лица полезно. Ну и так как я повар-профессионал, то знаю, какие продукты надо есть. Зарядку делаю 2-3 раза в неделю. Поэтому со здоровьем у меня все в порядке.
А свой биологический возраст я ощущаю примерно на 35 – 40 лет.
|
Лимоны на подоконнике – давнее хобби Витаутаса Лопаты |
50 лет, это своего рода рубеж. В целом, Вы удовлетворены, тем, чего удалось достичь?
В.Л.: Да. У меня есть дом, хорошая работа, есть хорошая семья – воспитанные сыновья, неплохие достижения в политике. Некоторые удивляются: “Мы эту политическую горку 20 лет покоряли, а он приехал и залез на нее”. Да. – Так уж вышло. Главное в жизни для себя поставить цель и невзирая ни на что идти к ней.
Текст: Ирина Ракчеева
Фото: Геннадий Филиппович
“Тридевятый регион” 17.11.06,
“Балтийская реклама” 20.11.06 (Перепечатка из журнала “Новый Кёнигсберг” № 11(14) ноябрь 2006 года с незначительными изменениями и дополнениями).