Уважаемые читатели!
Если кто-то из вас все еще думает, что он просто отдельный гражданин и сам по себе, то это — заблуждение. На самом деле мы — электорат (избиратели), и в десятках предвыборных штабов уже исчислены, взвешены и измерены.
Вот-вот взойдет солнышко, предоблизбиркома скомандует атаку — и грянет бой, Полтавский бой (как сказал классик по какому-то менее значительному, чем выборы, поводу). Целый месяц нас с вами будут громко любить, холить, задаривать, предлагать руку и сердце в обмен на крестик в бюллетене — в общем, уважать.
Потом, после 12 марта, хорошее кончится, но это — уже совсем другая история.
Пока же получается как-то несправедливо: господа кандидаты ведают о нас все, а мы о них — гораздо меньше.
Почему бы не попробовать это исправить?
Я партий наших люблю громадье
Как читатели, наверное, уже знают, выборы в этом году будут проходить и по партийным спискам, и по мажоритарным округам. Разница, конечно, есть — но существенна она только для избираемых.
Скажем, первый вариант позволяет пролезть в Думу тем, кто никогда бы не избрался по второму.
Однако для целей нашего почти социологического обзора сие несущественно — гораздо интереснее другое: например, партии.
Партий у нас много — как говорится, хороших и разных (вторых, правда, гораздо больше). Объединяет их то, что все они, строго говоря, партиями не являются. Если у организации нет ни программы, ни идеологии, ни структуры, то это клуб по интересам или учреждение.
Тем не менее таких организаций участвует в наших выборах аж двенадцать! Впрочем, примерить лавровый венок избранника доведется далеко не всем.
Кому удастся? Прежде всего — гольф-клубу “Единая Россия” (хотя некоторые называют ее vip-сауной). Нельзя же всерьез считать идеологией преданность президенту! Но поскольку за единороссами монументально высится Георгий Валентинович Боос, а за ним на горизонте, в туманной дымке, вздымается сам ВВП, успех “медведям” обепечен. Электорат у нас —— особенно в пенсионной его части — пуганый и твердо знает, что с начальством лучше не ссориться.
Для тех же, кто по молодости или наивности должного трепета не испытывает, у “ЕР” есть и другой козырь: деньги. По странному совпадению, наша партия власти состоит (поровну) из видных чиновников и крупных банкиров с бизнесменами. “Бог всегда на стороне больших батальонов” — как говаривал Наполеон.
Однако не все так просто: демократия у нас — или нет?
Если первое, то хоть какие-нибудь партии кроме Партии должны около власти присутствовать и олицетворять. Да и популярных единороссов на все округа не хватает… Так что шансы прорваться в заветные семь процентов есть и у других — в первую очередь, у Народной партии Рудникова со товарищи.
За ними — две монолитные колонны избирателей: военные и пессимисты. Первые — потому, что Рудников — единственный, кто выступил в их защиту, и небезуспешно. А вторые — потому, что еженедельно читают “Новые колеса” и твердо знают: все вокруг сволочи (кроме тех, кто — гады) и рано или поздно всех убьют, хотя перед тем обязательно ограбят.
КПРФ тоже сохраняет шансы на заветные мандаты. Все, которые отреклись от вечно живого и единственно верного учения, сделали это еще в 90-е, а те, которые остались, буут ожидать воссоединения пролетариев всех стран до конца. Электорат КПРФ стабильно уменьшается (что по-человечески очень печально), но свои семь процентов они скорее всего наберут.
“Родина”, конечно, своего прошловыборного успеха не повторит. Невероятное сочетание коня и трепетной лани (Рогозина и Глазьева), столь поразившее электорат, распалось, Глазьев куда-то пропал, Рогозин занялся отбиванием лавров у Жириновского, а местные родинцы для абсолютного большинства избирателей — никто и звать никак, личности мало чем себя зарекомендовавшие.
Но инерция мышления у наших избирателей весьма велика, а значит, шансы у “Родины” хотя и дохлые, но есть.
Самое забавное на нашем электоральном поле — это призрак ЛДПР. Люди, даже интересующиеся политикой, знают о калининградском отделении орлов Жириновского только то, что оно есть — или, во всяком случае, появляется в период выборов. Существует ли партия между выборами — тайна, равно как и личность ее местного лидера Селезнева. Он не был, не состоял, не участвовал, а также не появлялся, не делал и не заявлял. Но таково уж обаяние самого Жириновского, что за местный фантом ЛДПР голосовать будут — и не исключено, что даже семь процентов.
Однако главная интрига выборов — это официально не участвующая в них, но никуда не девшаяся Демократическая партия.
Осенью прошлого года она стремительно рванула вверх — и по социологическим опросам у нас в регионе следовала прямо за “Единой Россией” (хотя и на приличном отдалении). Около четырнадцати процентов жителей области готовы были отдать ей предпочтение.
Сработали два фактора. Первый — появление в Москве М. Касьянова около ДПР – человека нового (по сравнению с обрыдшими стране руководителями “Яблока” и СПС, которые склочничают между собой уже добрых семь лет). Второй — активность руководителя местного отделения ДПР В. Лопаты, может быть — единственного у нас действительно политика и человека, способного на неординарные поступки – разносторонне развитый человек, да еще и с юмором: то он в авто-моторалли участвует, то ехидные гороскопы коллег по Думе в газетах печатает… Избиратели такие вещи замечают и ценят.
В Москве на новую силу, способную объединить старую демократию, посмотрели неодобрительно — и приняли меры. Раскол ДПР поставил крест на ее планах на ближайшие выборы. И в десяти областях такие лидеры ДПР как Лопата в марте не могут повести на областные выборы свои отделения.
Но на местах люди-то остались! В частности, у В. Лопаты и у тех, кто шел бы с ним по списку ДПР, а теперь идут самостоятельно, шансы на избрание достаточно велики — есть демпартия или нет. Так что депутатская группа демократов в Думе скорее всего будет.
И на сем — все о наших партиях.
Это — ярмарки краски, разноцветные пляски
Основные баталии развернутся, конечно, в мажоритарных округах, где сражаться будут не партизанские отряды мелких партий, вооруженные рогатками против бульдозера единороссов, а личности. Именно здесь собралось наибольшее количество людей заметных, не боящихся выступить самостоятельно и с открытым забралом.
Особенно — в Калининграде.
Хотя в столице области на трех сценах — то есть в трех округах — спектакли пройдут весьма разножанровые. По первому трехмандатному округу в Центральном районе зрителям предстоит, судя по всему, увидеть водевиль. Бог этот округ миловал: нет в нем среди кандидатов ни особо крупных чиновников, ни местных олигархов, ни явных маргиналов. Трое безработных, два работника виртуального вагонзавода (скучно им, наверное, в пустых цехах), врач, оперуполномоченный СОБРа, пара чиновников районного масштаба…
Реально борьба пойдет скорее всего между четырьмя депутатами облдумы (Гинзбургом, Березовским, Лопатой и Маточкиным) и двумя деятелями из горсовета (Шитиковым и Безруковым). Даже без учета прочего шансы (округ-то трехмандатный! – предоставляется три депутатских места) пятьдесят на пятьдесят — значительно больше, чем в рулетку!
Теперь — о прочем. В лидирующей группе есть свои лидеры и свои аутсайдеры. Причем дело порой вовсе не в их личных качествах! То, что в политику активно рванули бизнесмены и промышленники, — не случайно. Эпоха выстраивания политической структуры государства в основном закончилась — чего нельзя сказать о выстраивании структуры экономической. Профессиональные политики – говоруны нужны все меньше, а люди, на своем опыте знающие что и как в экономике и в хозяйстве – все больше.
С этой точки зрения шансы Гинзбурга и Маточкина — наименьшие. Особенно у Гинзбурга: за Маточкиным как-никак ностальгия по романтике 90-х. Но против него — годы: семьдесят пять — это все-таки много.
Избиратели среднего и старшего поколения еще помнят последний состав политбюро ЦК КПСС…
Среди облдумцев наиболее заметен, конечно, Лопата. В качестве протеста по “вредному закону” может скандал устроить и сорвать кворум заседания. Он и как политик в непопулярных думских решениях не замешан (Баба-Яга — против!), и как успешный предприниматель вполне вписывается в требования времени.
За ним — Березовский, овеянный славой человека близкого к Рудникову и успевший заручиться поддержкой “Единства” — организации людей, обиженных калининградским правосудием. А таких немало. По слухам, именно они и составляют значительную часть его агитаторов, соратников и прочего актива.
Ну, и Шитиков, который решил со стула Горсовета пересесть в кресло областной Думы. — Он успешно создает себе имидж народного заступника. А поддержка торгового порта для него высокий финансовый трамплин.
Так — с большой долей вероятности — распределятся три мандата от Центрального района.
Значительно острее, похоже, будет борьба по округу № 2 — Московский и Балтийский районы. Здесь тоже хватает профессиональных думских сидельцев — аж четыре человека, но главный интерес вызывают явно не они. Во-первых, в округе выдвинулись Болычев (“Вестер”) и Калиниченко (торговый порт), что предвещает битву титанов. Во-вторых, здесь же — загадочный элдэпээровец Селезнев, который сам по себе никаких шансов не имеет, но с поддержкой Владимира Вольфовича способен нагадить любому. В-третьих, С. Пасько — соратник Лопаты по ДПР, что автоматически обещает ему поддержку тех, кому Лопата по душе (а их, повторюсь, у нас проценов пятнадцать-двадцать).
Кроме того, Пасько — опытный и талантливый юрист, известный правозащитник, что и привлекает к нему обиженных и сулит соперникам серьезные юридические претензии: кто у нас без греха?
Однако есть у Сергея Александровича слабое место: участие вместе с Рудниковым и Лопатой в общественном движении “Республика”, которая отпугивает многих ветеранов. А может, впрочем, и не очень отпугивает — выборы покажут.
Особую интригу придает то, что в списке есть и профессиональный кандидат куда угодно — Н. Степанов из “Народного контроля”, и профессиональный профсоюзник Чесалин — председатель могучего и жутко независимого профсоюза из двух десятков человек, умеющий создать впечатление вождя немереных народных масс.
Если учесть, что первый из этой двоицы — крупнейший в области специалист по черному, чернейшему и вообще непроглядному пиару, а второй — идейный противник Калиниченко, то схватка ожидается горячая. Но — смешная. Шансов у Степанова и Чесалина — никаких, но крови у других кандидатов они попьют.
Если бы наш избиратель исходил из интересов дела, а не из того, из чего он обычно исходит (и сам этого не знает), то тройка избранников скорее всего выглядела бы так: Болычев, Калиниченко, Пасько. А что получится 12 марта — один Бог ведает.
В округе № 3 (Ленинградский район) дельце обещает быть не менее горячим: несколько бизнесменов, ряд общественных деятелей, сплоченный отряд преподавателей РГУ и РГТУ… Наставники юношества шансы имеют небольшие (не очень-то и любит народ очкариков), но настроение коллегам по избирательным урнам способны попортить изрядно.
Депутатов Думы всего два, но зато — какие: Рудников и Поляков. Если они встретятся где-нибудь перед лицом избирателей — это будет матч века! Тем не менее шансов, похоже, больше у Рудникова. Его электорат сплочен, а то, что думский “главмедведь” Поляков идет не по партийным спискам, — не в его пользу. Поддержка “ЕР” составляла большую часть его харизмы…
Но этими двумя список потенциальных лидеров не исчерпывается. Есть в округе и И. Зубко, директор объединения рынков, человек, прославившийся героическим противостоянием мэру по вопросу переноса рынка. За ним — малый бизнес – рыночников (если точнее его, зубковские, торговцы, а их — с членами семей — не одна тысяча) и их знакомые – те кто их тоже поддерживает.
Темная лошадка в округе — А. Королева, глава “Экозащиты!” В ситуации с ней все неясно: полно и сторонников, и противников. Очевидно одно: личность она известная и общественные кампании по защите природы – проводить умеет прекрасно. Даже и на вовсе пустом месте – на пустыре с мусором, а тут — выборы.
Если Королева сумеет мальчиков и девочек своей “Экозащиты!” использовать как агитаторов, то шансы у нее преизрядные.
Кроме того, ходят слухи, что она тоже из тех, кого и политической силой, и деньгами на выборы поддерживает Лопата. А это, как мы уже знаем, — плюс.
Ну, и особую прелесть выборам по третьему округу придают две достаточно забавные фигуры: В. Левченко и В. Прыжков. Первый — председатель “Национально-культурной автономии русских Калининградской области”. Согласитесь: автономия русских в России — это и характеристика, и диагноз, и приговор. Второй — президент Клуба молодых политиков, амбициозный, напористый (даже задиристый), но это — все. Мудрости и политесу не обучен, а провал с попыткой заставить Думу отменить свое решение о переносе выборов еще долго будет отбрасывать на него тень.
В спор лидеров эти двое вмешаются вряд ли, но позабавят преизрядно.
В результате исход выборов в этом округе тоже предсказать трудно: все будет зависеть от того, как кандидаты сумеют использовать свои преимущества.
Так что, дорогие электоратцы, присаживайтесь поудобнее и приготовьтесь: занавес медленно раздвигается, декорации поля боя освещаются софитами, рабочие за сценой уже роняют первый кирпич на корыто, имитируя пушечный залп — и В. Зюбанов на холме ДД,1 вздымает вверх руку.
Расслабьтесь, господа, сейчас вас начнут ублажать!
Вольф Тамбовский
“Тридевятый регион” 20.01.06