2005-10-26 – Статьи и комментарии – С заботой о людях. История первая: Попытка отнять квартиру у сироты – офицера

История №1: Попытка отнять квартиру у сироты – офицера

К сожалению, наше с вами государство – универсальный механизм для невыполнения обязательств перед гражданами страны. В каждой семье примеров обмана или попыток обмана вам приведут массу. И далеко не каждый может позволить себе услуги адвоката, и далеко не каждый адвокат может что-то сделать в подобной ситуации.

Вот и находятся граждане, с одной стороны, в попытках избежать унижений, которые им подготовила система, а с другой стороны, в естественном поиске справедливости, который диктует им человеческое достоинство.

История одной семьи

Александр Горев вырос в интернате для детей-сирот. Саша Горев в детстве нахлебался горя, но, как и другие дети-сироты, с детства знал, что ему, по достижении 18 лет, по закону будет выдана квартира. Сразу после интерната ему было предложено отслужить 2 года в армии и только после этого вступить в законное владение квартирой. Александр предпочел поступить в Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище. Успешно закончил, приехал в Калининградскую область. На службу был распределен в Нивенское. Там, не имея возможности посоветоваться ни с взрослыми, ни с друзьями, Александр обратился за советом к замполиту. Молодому человеку на тот момент было 22 года, законы он знал очень плохо, в связи с этим, не был уверен наверняка, полагается ли ему теперь квартира. Замполит, возможно не желая разбираться и докапываться до истины, а возможно просто по незнанию, сказал, что в армии все равны. Так Александр встал в общую очередь на жилплощадь.

Через 5 лет Александр перевелся в Донское, где продолжал спокойно служить, не подозревая о своих истинных правах.

Через 1,5 года в части сложилась интересная ситуация: двухкомнатную квартиру распределили человеку, который мало того, что не был первым в очереди, так еще и не обладал никакими льготами. Началось судебное разбирательство по иску очередников. Александр, как человек спокойный и неконфликтный, предпочел остаться в стороне. Решение суда было таково, что только сирота может претендовать вне очереди на квартиру. К Александру подошли сослуживцы и рассказали ситуацию. Тут уже он не растерялся и опираясь на поддержку сослуживцев, пошел к юристу. Выяснилось, что по закону сироте полагается квартира вне зависимости от того, сколько ему лет и где он служит.

Александр принял решение не отсуживать эту квартиру, а подождать следующую. Хотя жилплощадь обычно освобождается тяжело, медленно. И только спустя пол года, в сентябре 2002 года, когда Александр вернулся из отпуска, ему сообщили о том, что освобождается неплохая двухкомнатная квартира. На тот момент у него уже была семья: жена и маленький ребенок.

Казалось бы, вот и конец истории, подходящую жилплощадь нашли, человек может вступить во владение… Но это не была бы наша система, если бы все так просто закончилось. Как Александр понял спустя несколько лет, это было только начало долгой тяжбы…

Хождение по мукам

Все хорошо, вот только в квартиру пока вселиться нельзя, потому что люди, которые жили в ней и служили в той же части, перевелись служить на Новую Землю и им надо сделать сертификат, чтобы получить новую жилплощадь. А сертификат, по закону, не выдается без предоставления всех документов о том, что семья квартиру полностью освободила, а квартиру освобождать не хотят так как имущество вывозить некуда. Командир части не придумал ничего лучше, чем выдать фиктивную бумагу о том, что они квартиру сдали. Александра долго убеждали в том, что это нормальный случай, что так часто делается, и все разбирательства будут идти максимум 3 месяца. При этом жилищная комиссия уже выдала Александру все бумаги на квартиру. С сентября 2002 года он официально там числился и соответственно убран из всех списков и очередей.

Договоренность была такова, что к декабрю 2002 года предыдущие владельцы освободят квартиру полностью, то есть заберут свои вещи. Александр с женой подумали, что ждать не долго, да и почему бы не пойти людям на встречу и согласились (хотя на тот момент другого выхода не было). Наступил декабрь, затем январь, от прежних владельцев ничего не слышно. Люди, которые имели выход на них, сказали, что затягивается дело с сертификатом, и просили подождать до мая 2003 года. Далее с мая сроки передвинулись на декабрь 2003, потом на май 2004 и на декабрь 2004. За все это время за квартплату накопился большой долг.

Жилплощадь по всем документам принадлежит Александру и его семье, прежние жильцы давно оттуда выписаны, но въехать в квартиру командир не дает и вынести чужие вещи не позволяет.

Вообще по правилам, человек имеет право сначала посмотреть квартиру, чтобы решить, подходит она его семье или нет. Но процесс на столько затянулся, что Александр готов был взять “кота в мешке”, лишь бы уже скорее заселиться.

Весной 2005 года великодушное командование сказало, что вынесет вещи и пустит законного владельца, если он оплатит долг за квартиру за 3 года(!). Сумма была порядка 30 тыс. рублей. Возможности такой у Александра, естественно, не было. Посоветовавшись с друзьями-сослуживцами, он решает занять денег и оплатить чужой долг.

Но перед тем как вносить деньги за этот беспредел, Александру порекомендовали обратиться к депутату Областной Думы Витаутасу Лопате.

Родители сослуживцев, которые теперь служат в генштабе, сказали, что Витаутас Лопата – человек, который может разобраться в этой ситуации, он всегда чутко и с пониманием относится к проблемам простых людей. Они сказали, что если он берется, то доводит дело до конца. С этого момента Витаутас пристально следил за ситуацией, юридический отдел Демократической Партии России помогал оформлять документы и консультировал обиженного государством офицера.

За этот период жизни Александр писал огромное количество писем, жалоб, запросов и обращений, ответом ему было множество отписок. До суда он дело не доводил осознано, избегая серьезных разбирательств, ведь беззаконие происходило со стороны части. А старшему лейтенанту по статусу не положено спорить с полковником. В части сказали: “Иди куда хочешь, и делай что хочешь, ничего у тебя не выйдет”. А армейский юрист просто перечислил перечень документов, которые нужны для суда.

Проблемы начались и в семье. У ребенка к 8 годам развилась бронхиальная астма от сырости общежитий. А малыш ведь даже не представляет, что значит жить в отдельной квартире, что уж говорить про свою комнату. Других детей в офицерском общежитии нет и ребенку приходилось одному играть в куче песка.

Жена была очень недовольна происходящим и хотела вмешаться со скандалом и жалобами обратиться к вышестоящему командованию, но Александр пообещал, что решит все вопросы сам. В садике Александру с женой посоветовали отдать ребенка в специализированную школу для одаренных детей, так как у него выявлены большие способности. Был единственный вариант – физико-математический лицей с лингвистическим уклоном в Тамбове, где живет мама жены, там можно было и жить. Таким образом, семья Александра разделилась и в августе 2004 уехала в Тамбов.

Александр не хотел и не мог жить без семьи. Зимой он взял отпуск и 2 месяца провел с женой и ребенком. Эта разлука естественно не укрепляла отношения, но и о разводе речи не шло. Следующее воссоединение семьи планировалось на лето, на отпуск жены. В мае выясняется, что приехали бывшие хозяева злосчастной квартиры. Разговор с ними ничего нового не дал. Люди не то, что не компенсировали 3 года ожидания и массу неудобств, они даже не извинились и не посочувствовали Александру и его семье. Все, что они смогли, это пообещать вывезти свои вещи к июлю.

За неделю до приезда жены выясняется, что квартиру они освободили, оплатили задолженность. Александр берет недостающие справки и приходит к замком роты, чтобы получить ключи от квартиры. Зам командира роты ничего конкретного не сказал, в очередной раз отсрочив выдачу ключей.

И тянулась бы эта история с бесконечным ожиданием дальше, если бы не одна случайность. К Александру подошел его приятель из части поздравить, что тот наконец въехал в квартиру и уже активно делает там ремонт. Он в недоумении идет к командиру.

Оказывается, что Александра лишили этой квартиры на основании того, что он будто бы находится в разводе. И кроме того, в квартире не нуждается, так как 3 года в неё не вселяется. Александру показали решение жилищной комиссии, а его возражения слушать не стали, только предложили ожидать однокомнатную квартиру.

Александр, не теряя надежд разобраться в ситуации, пошел в Администрацию округа, чтобы забрать ордер на квартиру. Там выяснилось, что ордер уже не его, а новых владельцев, которые успешно въехали и делают ремонт. Им понадобилось не 3 года, а всего лишь 3 дня, чтобы вступить в полноправное владение квартирой. А документы в прямом и переносном смысле нашего “сироты” аннулированы.

В очередной раз Александр обращается к заместителю командира роты подполковнику Вихрову с попыткой разъяснить ситуацию, на что он лаконично ответил: “квартиру ты не получишь”. Александр поставил замком в известность о том, что ситуацию под личный контроль взял Витаутас Лопата, на что первый сказал: “мне все равно, депутатов много, а я один, мне наплевать”.

Вскоре из отпуска вышел командир части Г. Ю. Пучнин. Когда он узнал всю эту ситуацию, то был очень удивлен. Его распоряжение: отменить решение и вернуть квартиру Александру. Но помощник заместителя командира части по воспитательной работе, член жилищной комиссии Патлатый ни документы, ни ключи от квартиры не давал.

Каждый день Александр созванивался с Витаутасом Лопатой, держал его в курсе всех дел. Когда армейский беспредел вышел за все разумные рамки, депутатом Областной Думы были написаны ещё 2 официальных письма: 1 – в Администрацию Светлогорского городского округа, 2 – командиру части.

Адекватной реакции не последовало, тогда Витаутас лично приехал к командиру части. После разговора, командир части срочно дал указание оформить документы и отдать ключи.

Счастливый финал

Сейчас Александр с семьей благополучно живет в этой квартире. Сослуживцы считают, что Александру повезло, что он обратился к депутату, который смог реально помочь в решении этой проблемы. По мнению друзей и сослуживцев, без Витаутаса Лопаты максимум, что получил бы Александр – маленькую однокомнатную квартирку в убогом состоянии и еще неизвестно когда.

P.S. по рассказам одного члена жилищной комиссии, г-н Патлатый произнес очень емкую и доходчивую фразу: “А вдруг прокатит?!” В общем, действительно, логика своя есть – 3 года молча ждал, может и сейчас подавать в суд не будет… А квартиру сироты оформляли на сына офицера, который даже в этой части не служит.

Комментарии Витаутаса Лопаты
Депутат должен не только в Думе работать, но и обязан помогать конкретному гражданину в его проблемах, связанных с незаконными действиями чиновников. Конечно все помочь и 100 жизней не хватит, но это делать нужно, и устранять несправедливость по закону.

Так как депутат занимается в основном гражданскими лицами, а у военных совсем другая система с уставными отношениями и со своими прокурорами, я до определенного момента не считал нужным вмешиваться в ход этой ситуации. Ко мне обратились мои знакомые из Москвы с просьбой помочь, подробно рассказали ситуацию, и я все же взялся помочь этому человеку.

Решающую роль для меня сыграло то, что он – сирота. Я представляю себе, что значит быть сиротой, потому что я сам рос в неполной семье. У таких детей очень тяжелое, сложное детство. Я искренне сопереживаю таким людям.

Я неоднократно занимался вопросами сирот и прекрасно знаю, что Александру, как выпускнику детдома и сироте, по закону полагается квартира.

Первым путем решения проблемы было обращение с официальным письмом командиру части. Но ответом мне были отписки. Меня, естественно, это не устроило. Я со своей командой юристов составил второе письмо, в котором были прописаны права сироты дальнейшие действия в суде со 100% результатом. Кроме того, планировалась огласка этой позорной истории в прессе с открытым расследованием, в том числе, и “молниеносного” механизма передачи квартиры новому жильцу, не имеющему на то никакого права. А если они не читают прессу и не видят, как иногда выносят на суд общественности незаконные действия чиновников, в том числе военных, – очень зря. Соответственно, были бы и мои обращения депутата в Москву к вышестоящему командованию

Потом я приехал на личную встречу с командиром. Мы поговорили в довольно жесткой форме. Он сказал, что не знал все подробности этой истории, так как был в отпуске, хотя туманная волокита тянется уже 3 года. В итоге, командир принял единственное верное решение – немедленно оформить документы и выдать ключи от квартиры. Благодаря такому мудрому решению он смог выйти сухим из той мутной воды, которая была замешена вокруг него.

Я рад, что ему хватило интеллекта принять это решение, и “сиротская” проблема Александра была благополучно решена.

М Владенова.
“Тридевятый регион” 21.10.05