В последнее время наш политбомонд явственно делится на две части: людей, кото-рые занимаются политической деятельностью, и “политиков” – в кавычках.
|
Первые создают партии и движения, занимаются законодательством, заботятся об электорате, организуют, добиваются — и вообще занимаются делом.
Вторые — обо всем этом говорят и борются с первыми.
“Политик” – в кавычках, это не профессия, а черта характера. Провинциальный по-литик — разновидность шизофреника. Маниакальное стремление избирать и быть из-бранным затмевает все — он и на свадьбе, и на похоронах, и в театре, и в ресторане бу-дет думать только о том, как бы подставить ножку сопернику, и тревожно вглядываться в лица: а не электорат ли перед ним? И как бы этому электорату понравиться?
Единственное, что может приостановить рывок “политика” к кормушке, — воз-можность сделать гадость сопернику, пусть мелкую, пусть наплевав на электорат и его интересы, пусть оказавшись при этом смешным и неприятным — лишь бы уязвить…
Ну да и Бог бы с нею, с этой категорией граждан (миримся же мы с мухами и кома-рами), не будь политшизофрения заразной, не передавайся она воздушно-капельным пу-тем людям, на политкарьеру вроде бы не претендующим.
Это — не общетеоретическое рассуждение, а пояснение к одной истории, недавно произошедшей в нашем городе.
Начиналось все весело: люди с хорошо развитым чувством юмора решили провес-ти в Калининграде международную выставку карикатур “Старый – Новый – Город”. А поскольку карикатуристы — и наши, и зарубежные, — как и обычные человеки, нужда-ются в пище, встал вопрос о призах. Политики, управляющие городом, — они ведь только возглавлять горазды, а деньги на возглавляемое выделять — это совсем другое дело. Вы-делили деньги, но хотелось бы побольше, так как достанется немногим и небогатым художникам в виде призов.
Но, слава Богу, богатые тоже смеются. И организаторы бросили клич по всем же-лающим: если у вас есть возможность учредить собственный приз — приходите! Карика-тура — искусство интернациональное и надклассовое. Чем больше призов, тем лучше. Пусть никто не будет обиженным, как писали советские классики. И на радость художни-кам откликнулись несколько фирм и предпринимателей.
“И все было бы прекрасно, не замаячь за спинами устроителей кислые морды “по-литиков…” Однако — обо всем по порядку.
Как уже говорилось, у нас есть люди, занимающиеся политической деятельно-стью — то есть реально приносящие пользу, — настолько, насколько им дают такую воз-можность “политики”. Один из таких людей — Витаутас Лопата, депутат облдумы, демо-крат, личность весьма известная в городе и кость в горле многих “политиков”.
Впрочем, участие в думских баталиях и постоянная необходимость отбиваться от политнападок чувства юмора у Лопаты не истребили. Посмеяться он любит — тем более что наша региональная жизнь дает тому немало поводов.
И, видимо думая, что искусству все партии и лидеры покорны, Витаутас Вальдема-рас учредил два приза по двести пятьдесят долларов каждый. Приятный подарок для не слишком богатых наших карикатуристов.
В жюри конкурса его, полного самых добрых чувств, встретили с дорогой душой. Там, видимо, тоже полагали, что чем больше призов — тем лучше настроение и выше престиж.
В комнате на длинном столе были разложены десятки работ самых разных стилей и направлений: выбирай — не хочу! Никакого давления и даже робких попыток повлиять не было — учредитель приза действительно выбирал что хотел.
Витаутас остановил свой взгляд на двух рисунках калининградских авторов: Эр-неста Григо и Игоря Лысенко. Во-первых, понравились. Во-вторых, хотелось порадовать именно местных художников. Калининград далек от крупных культурных центров, и по-ощрений калининградцам достается поменьше, чем их зарубежным и столичным собрать-ям.
|
Не могу удержаться от реплики: в данном случае разница между “политиком” и человеком, занимающимся политической деятельностью, в том, что “политик” непремен-но выбрал бы что-нибудь такое, что можно трактовать как направленное против соперни-ков и конкурентов, — так он устроен.
Работы, отобранные Лопатой, газета публикует на этой же странице — согласи-тесь, уважаемые читатели, нужно обладать очень извращенным сознанием, чтобы найти в этих веселых рисунках намеки на борьбу, например, демократов и единороссов. Однако кое-кому это, похоже, удалось.
Пока шла выставка, пока сотни калининградцев веселились, в кулуарах, судя по всему, шла активная политработа. Как же так: идейный противник и, что гораздо хуже, соперник на выборах — и вдруг тоже кого-то награждает! А вдруг рисунок, который вы-берет он, покажется кому-нибудь лучше, чем тот, который, к примеру, выберет мэр? Это же минус один голос на выборах.
А вдруг кто-то подумает, что Лопата разбирается в искусстве — и немедленно вступит в Демократическую партию или заразится республиканскими идеями?
В общем, поставленный в начале статье диагноз (“политик” — это разновидность шизофреника) подтвердился полностью. Нежелание дать сопернику выглядеть хорошо превозмогло все: и общую веселую (потому что неполитическую) атмосферу выставки, и стремление порадовать художников (тоже, между прочим, электорат), и даже элементар-ные соображения политкорректности и хорошего воспитания.
В последний момент жюри уведомило Витаутаса Лопату, что художники в его при-зах не нуждаются…
Мол, одно дело — деньги, добытые изъятием у пенсионеров и ветеранов политых потом огородов и садовых участков (с последующей перепродажей под особняки), и со-всем другое — тлетворные республиканско-демократические “бабки”.
Кстати, мнения художников, многие из которых настроены весьма демократично, никто не спросил. Впрочем, от наших “политиков” другого и не ждать — “дярёвня”, как говорят соседи белорусы.
Гораздо интереснее другое. Журналистов-то наших, якобы независимых (устрои-телей и членов жюри выставки) как угораздило в это дурно пахнущее дело вляпаться? Вы ведь, господа четвертая власть, приглашая спонсоров, никаких политических условий не ставили? Так держите слово — а то журналистов уже вслед за проститутками числят. Или кто-то из вас и впрямь считает, что деньги коррумпированной бюрократии чище и прият-нее пахнут, чем те, что получены за вкусные обеды в “Солянке”? Слабо было написать заранее: “Инако(чем мэрия — “Единая Россия)мыслящим бизнесменам просьба не беспо-коиться”?
Однако они плохо знают Лопату! Витаутас не успокоился на том, что его полит-противники в очередной раз выставили себя в неприглядном свете, — не для того он все это затевал. Лопата разыскал обделенных жюри художников, пригласил к себе в штаб-квартиру Демократической партии России и пусть не очень торжественно, как это было на выставке (без телевидения и некоторых лизоблюдов), вручил им честно завоеванные при-зы. Вот фрагмент этой встречи.
Эрнест Григо:
— Я сорок лет занимаюсь карикатурой, автор-дизайнер двадцати пяти книг, участ-ник шестидесяти пяти выставок, но этот приз мне получить особо приятно, потому что за последние десять лет меня ни разу не награждали, а в самое последнее время — и не заме-чали (Григо конфликтует с мэрией по поводу герба города — это к вопросу о личностных почестях и о наших “политиках”. — В. Т.). Витаутас, то, как с вами поступило жюри кон-курса, — это смешно. А то, как вы отреагировали, показывает, что у вас хорошее чувство юмора. Я бы мог дать вам пару уроков — глядишь, получился бы неплохой карикатурист.
Лопата:
— Может быть, но только если вы взамен возьмете у меня несколько уроков кули-нарии. А лучше — пусть каждый занимается своим делом. Если мне понадобится карика-тура на какого-нибудь чиновника, я с удовольствием обращусь к вам.
Игорь Лысенко:
— Власть всегда боялась карикатуры. Политический деятель, который ее не опаса-ется, — это лидер, за которым тянутся. А политический деятель, не ценящий и не пони-мающий искусства, — это просто чиновник, так что будущее — за вами!
Лопата (улыбаясь):
— Кто бы сомневался… Стал бы я иначе заниматься политической деятельностью!
Вот такой обмен мнениями.
А потом художники вручили Лопате свои книги, рисунки, обсудили с ним некото-рые городские проблемы — и откланялись.
Встреча была недолгой, но дружеской и приятной для обеих сторон.
Все хорошо, что хорошо кончается? Может быть. И тем не менее, вспоминая исто-рию с отказом Лопате в праве на награждение, не могу отделаться от мысли: это какие же мелочные люди нами управляют… Они здорово напоминают вздорную, истеричную бабу, готовую на все — лишь бы уязвить своего мужа, и в гневе колотящую собственную посу-ду. Ситуация, так и просящаяся в карикатуру.
Но уж от наших “политиков” приза ей точно не видать — особенно если они себя узнают.
Вольф Тамбовский
“Тридевятый регион” 19.08.05