2005-02-10 – Статьи и комментарии – Витаутас Лопата, политик, бизнесмен: “Ненавижу проходимцев, обожаю внедорожники…”

Мюнхаузен и джипы

– Витаутас, у вас мощный джип – везде пройдет, можно сказать проходимец.

– Нет. Не проходимец, а просто джип. Ненавижу проходимцев, – эмоционально рассуждает Витаутас Лопата. – Таких как Остап Бендер, например. Наглых, нахрапистых. Ловкачей эдаких, пытающихся жить за чужой счет… Барон Мюнхаузен… Нет, он не проходимец…

– Скорее, авантюрист. И романтик, – подсказываю я.

– Правильно, романтик, – соглашается со мной Лопата. – Вот такие мне и нравятся!

Мы подходим к темно-зеленому “Гранд-Черроки” с огромным хромированным кенгурятником спереди. Это и есть машина Витаутаса Лопаты.

Несмотря на слякоть, джип блестит и сияет. Ни грязнинки, ни пылинки. Заботливый у него хозяин. Повезло. Автомобилю.

– Всегда так моете?

-Да нет, когда времени хватает.

Пиликнула сигнализация. Машина, как хорошо выдрессированный зверь, послушно в такт мелодичному “у-а-а-а” моргнула оранжевыми мигалками. Витаутас распахивает дверь и приглашает меня вовнутрь. Устраиваюсь на мягких кожаных сидениях. Удобно!

– Собственно, почему мы заговорили о проходимцах? – говорит Лопата, – Потому что внедорожники с легкой руки наших автомобильных журналистов окрестили проходимцами. И за ними теперь прочно закрепился этот “титул”. У меня же джип, в первую очередь, ассоциируется не с автомобилем, который везде пройдет и ПРОЛЕЗЕТ (Ну как здесь опять не вспомнить легендарного Остапа!), а с неким романтизированным образом первопроходца… Смелого авантюриста. И, конечно же верного друга. Помогающего подчас делать потрясающие открытия… Вот поэтому-то я и вспомнил о бароне Мюнхаузене…

Дороже “Волги”

Витаутас поворачивает ключ зажигания. Звучат колокольчики. Поэтично… Потом панель приборов неожиданно озаряется зеленоватым, немного таинственным светом. Романтично… И двигатель оживает.

Лопата машину водит лихо. Резко стартует с места. Мощный движок под капотом, нет, он не рычит. Шепчет. И всегда готов исполнить любое желание своего властелина. С улицы Леонова резко поворачиваем направо. Дальше катим по старой брусчатке. По ощущениям езды никогда не скажешь, что это джип. Скорее “Линкольн”. Или “Кадиллак”. Вообще, американские машины – сказочно мягкие. Впечатление такое, что плывешь по волнам. Кочки, ухабы, ямы – все нипочем.

Еще один поворот и вот мы уже на улице Зоологической. Дорога узкая. Навстречу, чуть ли не по середине, во весь опор летит черный “мерс-глазастик”. Только бы не зацепить! Тридцать метров… Двадцать… Десять… Витаутас делает еле заметное движение рулем и мы благополучно разъезжаемся. Миллиметровщик! Лопата – за рулем настоящий ас.

– Первую свою машину я купил в 23 года. Это была “Нива”. Сам заработал на нее деньги

– 10 тысяч рублей. Вы представляете, что это была за сумма в то время?

В ответ киваю. Мол, хорошо представляю. Хорошо помню, как сам мечтал о машине и скрупулезно подсчитывал, за сколько лет и при какой зарплате смогу стать обладателем новенького “Москвича”.

– “Волга” стоила 9 тысяч, – тем временем продолжает Витаутас и виртуозно выруливает на проспект Мира, – а я купил машину еще дороже. Но деньги для меня были не проблема.

И Лопата поведал о том, как в молодые годы он рванул из вместо подмосковья на Север. В Якутск. Как тогда было принято говорить “в погоне за длинным рублем”.

Там и заработали они с женой Татьяной свои первые большие деньги.

Лопата и домкрат

…Теперь мы мчимся по улице Сержанта Колоскова. Смотрю на спидометр. Нет, скорость совсем не большая. Стрелка чуть-чуть не доходит до цифры “60”. Все по правилам…

Лопата подмечает мой взгляд и произносит:

– А я все делаю по правилам. И в политике. И в бизнесе. И тем более за рулем. Дорога ошибок не прощает… Сейчас не могу без улыбки вспоминать свою первую поездку на “Ниве”. Мне пришлось перегонять ее из под Москвы в Красноярск. 6 тысяч километров пути. И почти нулевой опыт вождения. Не считая 45-дневных курсов в автошколе. Добирался я до места шесть суток. Руки об руль стер до мозолей, перчатки покупал, чтобы доехать. Не обошлось и без курьезов. Не отъехал я и первой тысячи километров, как спустило колесо. Запаска-то была. Но проблема в том, что я не знал, как правильно поднять машину, чтобы сменить колесо. Пользоваться домкратом не умел. Помню, еще удивлялся, почему эта штуковина так бестолково сделана. И, главное, почему палец домкрата подает, а ручка не крутится, о землю задевает. Под мост я подложил бревно. Пришлось взять лопатку. Очень кстати она тогда пришлась. С ее помощью я выкопал ямку полметра глубиной, не меньше. И только после этого удалось поменять колесо. Мне потом объяснили, что домкрат-то я
прилаживал вверх ногами, а палец домкрата необходимо вставлять в отверстие под порогом, которое я не заметил.

Колесо и молоток

…Выезжаем на улицу Горную. Машина идет совсем не слышно. Только шуршание шин по асфальту.

– За состоянием автомобиля я всегда слежу. Само собой до стуков и скрипов дело никогда не довожу. Регулярно заглядываю на автоцентр “Вояджер”, что на Московском проспекте. Там трудятся классные парни, собаку съевшие на ремонте американских дредноутов и джипов. Я спокойно доверяю им лечение своего железного друга. В год на различные диагностики, обслуживание и ремонт у меня уходит около 1200 баксов. На “лечении” своего “Чероки” не экономлю. Исправность машины – залог безопасности.

Лопата на минуту умолкает. Смотрит в зеркальце заднего вида и перестраивается в другой ряд, чтобы объехать стоящую на перекрестке бездыханную “Аскону” – ее хозяин включил “аварийку” и, стоя перед “умершей” машиной, сокрушенно разводит руками.

– В другой раз, когда я поменял на “Ниве” колесо, меня ожидал еще один сюрприз, – с улыбкой вспоминает события четвертьвековой давности Лопата. – Отъехал метров на 100, не больше. Слышу какие-то стуки. Останавливаюсь. Все вроде в порядке. Сажусь, еду дальше. Опять что-то стучит и грохочет. Обхожу со всех сторон машину, осматриваю. Ничего понять не могу. Представьте, сколько времени мне понадобилось, чтобы во всем разобраться. Километра через два колесо спустило. Оказывается, когда я бортировал колесо, то впопыхах оставил в покрышке …молоток. Не заметил и камеру быстро “сжевало” молотком. Такая вот история…

Своим ходом из Эмиратов

Отмечаю, электронный счетчик одометра показывает “69 730”.

– За сколько лет столько наездили? – интересуюсь я у владельца внедорожника.

– “Чероки” у меня с 1996 года. Покупал я его в Арабских Эмиратах. Немного странно звучит? – Лопата смеется. – Ведь у нас принято, что иномарку приобретают либо на рынке Борисово, либо пригоняют из Европы, либо заказывают в автосалонах у официальных дилеров. Это если хотят абсолютно новый автомобиль с “нулевым” пробегом.

И далее Витаутас поведал мне о том, что эту машину он покупал, когда еще жил и работал в Алма-Ате. Там у него был ресторанный бизнес. Дела шли хорошо. И он частенько выезжал с семьей на отдых за границу. Также премировал своих сотрудников поездками на популярные зарубежные курорты.

– Однажды, – продолжает Лопата, – это было в 1996 году, со мной в Арабские Эмираты поехали двое ребят – моих сотрудников. Там в автосалоне “Крайслер” я приобрел новый “Гранд-Чероки”, а они его своим ходом отогнали в Алма-Ату.

Два способа, чтобы не уснуть

– Год спустя я перебрался на постоянное местожительство в Калининград, а автомобиль вместе с вещами и 6 семей сотрудников сюда доставил фурой. С тех пор с ним мы неразлучны. Потому что за рулем я каждый день. Хотя езжу по городу относительно немного. За исключением редких выходных, когда с друзьями мы выезжаем на охоту. Как правило, в сторону Советска или Виштынецких озер. А путь туда не близкий, да еще в темное время суток. Использую универсальное средство, чтобы за рулем не одолел сон – беру с собой плитку горького шоколада и бутылку минеральной воды. Очень помогает. Не верите, попробуйте. Еду с друзьями, они специально, чтобы я не дремал, заводят разговор о нашем городе, о мэре Савенко, о политике. Я не могу оставаться безучастным к этим темам, втягиваюсь в дискуссию, возбуждаюсь и, в результате, в сон меня не клонит. Это и есть мои два способа, чтобы не уснуть за рулем…

“Дефендер” или демократия?

– Почему я люблю джипы? – Лопата на минуту задумывается. – Джип для меня – символ мощи. Мощь и уверенность – по моим понятиям – близнецы – братья. И эти оба качества совпадают с моим жизненным кредо. С моим характером. Ведь для сильного человека – нет преград. Считаю, что любой нормальный мужик должен жить по таким понятиям. Не опускать руки, не распускать нюни. Всегда всего добиваться в жизни… Совсем как джип… Для него ведь тоже преград не существует. Прёт как танк – ничего не боится.

– О какой машине мечтали в детстве?

– Ни о какой, – огорошил меня ответом Лопата. – Потому что в детстве я мечтал о велосипеде. Но наша семья очень нуждалась. Постоянно испытывала материальные затруднения. Поэтому даже о самых примитивных игрушках и думать не мог.

…Да, сейчас в это верится с трудом. Мы резво катим по Московскому проспекту в сторону Кафедрального собора. Невольно обращаю внимание, что наш джип самый эффектный и колоритный в густом потоке разношерстных иномарок.

– Прошли годы, и у меня все же появился велосипед, – с ноткой ностальгии в голосе произносит хозяин внедорожника. – Потом прошло много времени, наступили иные времена – и я езжу на “Гранд-Чероки”. О какой машине я мечтаю сейчас? О “Рэндж-Ровере”. Со всеми джиповскими опциями это удовольствие стоит за 80 тысяч долларов. Хотелось бы и еще британский внедорожник – “Дефендер”. Чтобы все как полагается: лебедки, подставки для ружей, люк, полная оснастка для охоты. Цена новой машины 25 тыс. евро. Но пока это мечты.. Средств не хватает… Надо заниматься политикой… Иначе нам демократии не видать.

Медицинская справки и техосмотр

С Московского проспекта поворачиваем на остров. Стоящий на перекрестке дэпээсник внимательно всматривается в нашу машину, потом улыбается и смотрит дальше в поток.

– Гаишники как правило меня не останавливают. Хорошо знают машину. Да и за что меня останавливать? Я правила не нарушаю.

– А техосмотр как проходите?

– Обыкновенно. Как все. Приезжаю в милицию Ленинградского района. Как депутат облдумы имею право на внеочередной прием. Проверяют ли техническое состояние автомобиля? А чего его там рассматривать? Мой “Чероки” не похож ведь на старую рухлядь, от которой того и гляди колеса отлетят. Медицинскую справку? Она у меня есть, но у меня ее никто не спрашивал. Милиционеры ведь не дураки, понимают, что в представительном органе власти больных не держат. На все про все у меня уходит несколько минут. Если я часами буду в очередях стоять, кто же будет заниматься депутатской деятельностью? Людям помогать, их интересы отстаивать, с бездушными чиновниками воевать? – Витаутас улыбается

Юрий ГРОЗМАНИ
Фото автора
Газета “Мотор” № 1 03.02.05