Сегодня многие известные политики регионального масштаба предлагают единственно верные, по их мнению, рецепты оздоровления экономики и социальной сферы Калининградской области. Однако на практике их “прогрессивные” идеи оборачиваются для жителей края очередной утопией, которая становится все грязней и глубже. Впрочем, есть среди представителей региональной политической элиты люди, трезво оценивающие ситуацию в области и прелагающие реальные и во многом революционные меры, способствующие кардинально улучшить социально- экономическую ситуацию в анклавной территории России. Один из их – председатель калининградского отделения Демократической партии РФ депутат областной думы Витаутас Лопата. В ходе одной из поездок по региону он рассказал корреспонденту “Тридевятого региона” о своем взгляде на будущее Янтарного края.
– Витаутас, многие политики обвиняют вас в сепаратизме, желании как можно скорее отделится от России. Усиленно вбивают эту мысль в головы жителей Калининградской области. Возможно, поэтому широкий круг региональной общественности оказывается просто введенным в заблуждение. Так все- таки, каким видится вам перспектива политического и социально – экономического развития нашей области?
– Трагедия в Корнево, где я недавно побывал, лишь частный случай, характеризующий бедственное положение людей проживающих в глубинке. Таких случаев десятки, сотни.
… 26 октября Ирина Г., жительница поселка Медовое, погибла от удара мужа по лицу. Пьянство жены было бедствием для семьи. Вторая жертва муж на скамье подсудимых. … Мама обнаружила своего сына подростка повесившимся в заброшенном сарае (Багратионовский район).
А сколько подобных трагедий в поселках и деревнях есть еще по области? А по стране? Показатель самоубийств в Калининградской области намного выше среднего по всей России. Согласно данным отчета отдела медицинской статистики городской станции скорой медицинской помощи, только за прошлый год добровольно ушли из жизни более 500 человек – и взрослых и подростков. И тысячи людей погибают от пьянства и болезней намного раньше средне статистического возраста окончания жизни.
Смертность населения намного превышает рождаемость. В беспросветной обыденности, как в зеркале отражается весь трагизм сегодняшнего дня России. Неумение и нежелание властей различного уровня работать на деле оборачивается вымиранием сел и деревень, нравственной и социальной деградацией их населения. Сколько еще молодых жизней и искалеченных судеб необходимо положить на алтарь мнимых реформ, чтобы людям, наконец, стало ясно – так дальше жить нельзя. Тем более нам, жителям самого западного островка России. Так уж сложилось, что географически область просто обречена, стать парадной витриной нашей страны. Увы, но пока нам больше подходит определение – задворки России.
Сегодня уже стало ясно, и это приходится принять как данность – Россия не в состоянии обеспечить развитие области, поднять уровень ее социально-экономического развития до общеевропейского. Все мы прекрасно видим, что с каждым годом интерес центра к нашему региону все больше возрастает, правда на бумаге в виде немеющих юридических последствий деклараций и заявлений. На практике же дальше пустых обещаний дело не заходит. Народ с каждым годом живет ничуть не лучше, а хуже.
Поэтому обвинения меня в сепаратизме выглядят, по меньшей мере, не серьезно.
Я патриот области, которому далеко не безразлична ее судьба. И у меня есть твердое убеждение, в том, что ее будущее немыслимо без самой глубокой интеграции со странами Евросоюза. При чем я вовсе не предлагаю, как утверждают местные лжепатриоты, полного отделения от России. В этом нет никакой необходимости. А вот статус зарубежной территории РФ, ее двадцать второй республики – автономной республики в составе Российской Федерации, был бы вполне оправдан.
Собственное правительство, парламент, наделенный правом законодательной инициативы в экономической области, в налоговом и таможенном законодательстве. Мы должны получить право свободно заключать международные договоры в торгово-экономической сфере. Ведь нет никакого смысла по каждому несущественному вопросу в Москву бегать. К тому же из Кремля наши сугубо региональные проблемы воспринимаются совсем в ином свете. Поэтому я уверен, что рано или поздно Калининградская область станет частью экономического пространства Европы, так же как мы стали частью ЕС в географическом плане.
– Кто, по вашему мнению, выиграет от подобных преобразований?
– Да практически все жители области. Приход в регион иностранного капитала и предпринимательства незамедлительно скажется на уровне цен на основные потребительские товары. Если бы у нас открылась сеть европейских супермаркетов таких, например как “Метро”, “Рамстор”, то по самым приблизительным подсчетам это снижение составило бы не менее двадцати процентов. Согласитесь покупателю все равно в чьем магазине приобретать товар. Лишь бы цены конкурировали по уровню, да обслуживание соответствовало общеевропейскому.
Другой немаловажный момент- западные предприниматели относятся к так называемому цивилизованному беловоротничковому бизнесу. Они в отличие от некоторых местных бизнесменов не используют в своей коммерческой деятельности двойной бухгалтерии. И если оклад сотрудника составляет 6000 рублей, то именно с этой суммы, а не от минималки в 600 рублей, они будут отчислять налоги, выплаты в социальные и пенсионные фонды. Следовательно, резко возрастут поступления в областной и муниципальные бюджеты. А значит, больше средств можно будет направить на развитие городской инфраструктуры, помощь сельским товаропроизводителям повышение заработной платы учителям и врачам. Разве это плохо? Опять же пенсии у работников иностранных компаний будут гораздо выше и больше отчислений в пенсионный фонд.
Кстати пример Литвы у нас перед глазами. Аграрная республика. Менталитет у жителей во многом схож с нашим. Однако финансовое и техническое содействие Евросоюза позволило нашему северному соседу, достичь значительных успехов в экономическом и социальном развитии. Положительные изменения не замедлили сказаться и на жизни простых граждан. Сегодня учителя в литовских школах получают в пересчете на наши деньги от девяти до восемнадцати тысяч рублей. И это замечу, при соблюдении всех социальных прав и гарантий. Кроме того, за последние два года более пятидесяти школ республики были отремонтированы по европейским стандартам. Теперь в каждой из них есть плавательный бассейн, спортзал, компьютерные и Интернет классы, современная экологически безопасная мебель и инвентарь, хватает школьных автобусов.
Постепенно на общеевропейские принципы организации и ведения хозяйства переходит весь агрокомплекс Литвы. На данный момент в республике уже ликвидировано порядка 200 скотобоен, не соответствовавших высоким требованиям объединенной Европы. Зато те несколько десятков, что остались, по западной технологии были оснащены по последнему слову техники и евростандартов. И только там, в условиях жесткого контроля со стороны ветеринарных служб фермер имеет право забивать свой скот. Кроме того, в Литве налажен строгий учет всего крупного рогатого скота. Скот имеет индивидуальный номер клейма. И теперь, к примеру, если какая либо корова заболела и сдохла, это сразу станет известно. Специалисты займутся выяснением причин гибели животного, проверят на наличие опасных заболеваний все стадо. А павшая корова будет соответствующим способом утилизирована. Все эти меры в конечном итоге направлены на сохранение здоровья людей.
Здесь возникает резонный вопрос: “А почему бы нам не получить подобную помощью от Евросоюза”. Причем для богатой Европы оказание финансового, технического и технологического содействия Калининградской области не будет обременительным. Так как количество жителей в 5 раз меньше чем в той же Литве, которой за три года на подъем экономики и социальной сферы выделяется Евросоюзом 9 миллионов евро – это равно годовому бюджету Литвы. Более того, мы знаем, что Евросоюз готов нам помочь. Требуется лишь принятие политического решения и властями области, и властями России.
-Тогда почему его до сих пор нет? Кто сегодня выступает против более глубокой экономической интеграции с европейскими странами?
– Истинных противников сближения с Европой в Калининградской области не так уж и много. Однако эти люди, располагая серьезным финансовым и политическим капиталом, предпринимают все возможное с тем, чтобы не пустить наш регион в Евросоюз, и не пустить к нам европейский бизнес. Со страниц некоторых региональных СМИ они пугают жителей янтарного края жуткими историями. Дескать, окажутся калининградцы в батраках у европейских господ, а мы, мол, не хотим ходить в прислуге. Я же задаю им вопрос- кто прислуга: рабочие, водители, строители, продавцы… Но ведь и там на Западе есть не мало людей кто возводит дома, ремонтирует автомобили, то есть своими руками создает материальные блага или трудится в сфере обслуживания. И ничего ущербного в своем социальном положении они не видят потому что, как и все члены общества имеют гарантированные государством права и свободы.
Что же на самом деле так пугает региональных радетелей за народ, среди которых немало представителей калининградского бизнеса. Ответ прост. Если область интегрируется в экономическое пространство Евросоюза то им волей не волей придется следовать высоким стандартам европейского делового мира. Понятно, что часть местных бизнесменов не выдержит подобной конкуренции. Закон свободной рыночной экономики прост – в гонке за лидерство побеждают более эффективные и грамотно организованные промышленные, производственные предприятия, торговые фирмы и т. д.
Но трагического я в этом ничего не вижу. Наоборот. Трагедию мы наблюдаем сегодня, когда тысячи жителей области либо, не имея работы, элементарно спиваются, либо вынуждены за гроши батрачить на хозяев с тугими кошельками. Причем складывается такое впечатление, что толстосумов абсолютно не беспокоит бедственное положение подавляющего большинства калининградцев. И вполне естественно, для достижения своих корыстных целей региональная политико-экономическая группировка будет продолжать внушать людям, что с приходом Запада в область их низведут до положения прислуги. Но простому обывателю по большому счету безразлично на кого он будет работать; на местного или западного предпринимателя. Смею предположить, что, познакомившись с культурой производства, социальными гарантиями, медицинским страховым обеспечением обязательными для европейского бизнеса люди предпочтут трудиться на высокотехнологичных западных предприятиях.
Но, к сожалению, сегодня в Калининград европейскому инвестору практически не пробиться. Местные хозяева крупных предприятий и торговых центров умело, используя свое влияние на властные структуры, ставят непреодолимые барьеры на пути западного капитала. Так же европейский бизнес пугают часто меняющиеся законы в сфере экономики. А потому, я повторюсь еще раз – области жизненно необходим более высокий политический статус, позволяющий принимать грамотные законы и самостоятельно строить свою экономическую политику – статус автономной республики в составе России. Только за интеграцией с Евросоюзом будущее региона. И только такой путь приведет наш анклавный край к процветанию.
Андрей Новиков
“Тридевятый регион” 28.01.05,
“Реклама Балтийская” 31.01.05