Каждому гарантируется свобода мысли и слова… Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Конституция Российской Федерации. Статья 29.
Целую неделю многие посетители кафе “Солянка” в Калининграде входили в вестибюль, широко улыбаясь. На входе их встречало весёлое объявление: Уважаемые господа! Руководителей газеты “Калининградская правда” не обслуживаем? (это не смешно?)”
Конечно же это смешно. Это что же такое надо было сделать, чтобы тебя, редактора газеты, вот так высмеяли? Может, озорное объявление всего лишь дружеский розыгрыш? Оказывается, нет. “Калининградка”, оказывается, заслужила.
– Конечно же, на самом деле мы не отказываемся обслуживать руководителей газеты “Калининградская правда”, – уверяет депутат областной Думы Витаутас Лопата, он же руководитель кафе, и добавляет: – В отличие от них.
– Чем руководство “КП” перед вами провинилось? За что вы его предаёте осмеянию?
– Мы свою рекламу, то есть меню, вывесили прямо у входа. И обслуживаем всех: чёрных, белых, красных, голубых, розовых, красивых и страшных, иудеев и православных, независимо от партийной принадлежности. Как председатель калининградского отделения Демократической партии России и как демократ по внутреннему убеждению не разделяю людей по политическим взглядам, по цвету кожи и сексуальной ориентации. И студент, и пенсионер и трудовой человек должен иметь право прийти в “Солянку” и пообедать. И я всем обеспечиваю такое право. Чем не может похвалиться “Калининградская правда”. Объявив своё меню, то есть расценки на размещение платной информации, газета тем не менее принимает к опубликованию только тех авторов, кто ей нравится. За деньги! Практически все газеты Калининградской области печатают мои материалы – депутата, политика, который по статусу имеет право на публичные высказывания. Практически все. Исключая “Калининградскую правду”. Эта газета с приходом на редакторскую должность Бориса Нисневича, а вместе с н
им и Александра Хихли, вот уже на протяжении почти года мне отказывает. Когда я приношу туда свой материал, Хихля начинает читать мне какие-то нотации, пытается меня учить. А ведь я оплачиваю публикации по их расценкам. Что составляет примерно тысяча долларов за страницу.
– Выходит, газета лишает вас депутатского права и обязанности доводить до избирателей свою точку зрения?
– Конечно! Когда газетой руководил Александр Хмурчик, я отказов не имел. Редакция информацию о моей общественной и депутатской деятельности принимала к опубликованию. Проблем не возникало. Когда бесплатно, когда за деньги. Но сегодня я не могу ничего напечатать, даже заплатив по их тарифу. И в то же время на первой странице “КП” провозглашает: “Независимая газета”. Нонсенс! Ведь мне сейчас приходится через суд заставлять её быть независимой.
– Может, вы занимаетесь пропагандой насилия или расовой ненависти?
– Нет, конечно. В последнем материале, который я предложил редакции, речь шла о проекте закона об особой экономической зоне и о состоянии Калининградской области в рамках Евросоюза. Меня удивляет, что антиконституционные действия исходят от председателя Союза калининградских журналистов. Как понимать Нисневича? Он выражает позицию своего Союза? Препятствуя свободному высказыванию мнения по вопросам экономики, политики и развития области. Куда смотрят члены Союза, во главе которого стоит такой руководитель?
– У вас были бы претензии, если бы “КП” в своём “меню” сделала такую приписку: “Платная и бесплатная информация публикуется с учётом симпатий редакции”?
– Тогда не было бы таких претензий. Просто знал бы, что эта газета не является независимой, и не стал бы туда обращаться. Но ведь на словах газета мне гарантирует моё право тем, что на последней странице есть приписка, что за содержание и достоверность публикаций, обозначенных знаком ПР – платная реклама, редакция ответственности не несёт.
– Почему у “Калининградской правды” такая избирательность? В своей деятельности она ориентируется по запаху солянки или по запаху нефти?
– Мне известно, что “КП” на самом деле независимой не является. Частной – да. Поскольку её учредителями являются большая топливная нефтяная компания и один из наших рыбных олигархов. Пусть бы Нисневич так и написал: частная газета, просим не беспокоить. У меня бы не было претензий. Может быть редакция газеты выполняет политический заказ? Против меня, как депутата, высказывающего независимое мнение, расходящееся с позицией Калининградских политических и экономических группировок?
– Вам не кажется, что “КП” создала необычный прецедент?
– Действительно. Газета стала первопроходцем разделения людей по политическим взглядам, по мыслям, по партийной принадлежности. Может быть, по цвету кожи, по национальности. Кого-то они печатают за деньги, кого-то нет. Я буду вторым “первопроходцем” в том, что повесил такое объявление. Завтра нечто подобное появится на дверях магазина. Чем это кончится? Тем, что где-нибудь скажут в лицо: “Вы Нисневич?
Или, – Вы Сидоров? Нет, для вас магазин закрыт”. Я, конечно, до такого не опущусь. И если в “Солянку” на проспекте Мира Нисневич, и даже Хихля, зайдут, их тут обслужат. Объявление с вопросом вывешено для выяснения общественного мнения. Пусть даже и таким необычным способом.
Константин Рожков
“Калининградская вечерка” 17.07.2004 г.