2004-02-24 – Статьи и комментарии – Легко ли быть честным?

Жители янтарного края должны были умилиться от известия о том, что трехсторонняя комиссия нашего региона наконец-то договорилась повысить минимальную зарплату. Соглашение, подписанное губернатором, профсоюзами области и СПП, декларирует беспрецедентную щедрость работодателей. Работодатели пошли на уступки и пообещали для наемных работников в сфере малого и среднего предпринимательства установить в этом году “минималку”, равную 1200 рублям, а на крупных предприятиях – 1300. Однако в нашем городе есть и те, кто давно установил другую планку, о которой не стыдно заявить во всеуслышанье. Например, Витаутас Лопата, депутат облдумы учредитель ООО Кафе “Солянка”, которое мэр Калининграда в сердцах обозвал столовкой, и которая, якобы, платит мало налогов.

Сухой остаток в бюджете

– Да, наверное, больше меня в сумме платит налогов ЛУКОЙЛ. Наверно, туда же надо отнести комбинат Цепрусс и другие крупные промышленные предприятия. Но суть не в том, кто сколько платит в абсолютном выражении. А в том, сколько налогов приходится в пересчете на одного работника. Например, моя “Солянка”, при численности 50 человек, за 2002 год заплатила 6 млн. рублей, а одна крупная торговая сеть с количеством работников около 2000, перечислила в 2 раза меньше “Солянки”.

– Как ваша “минималка” отличается от той, которую пообещали установить у себя гиганты торговых сетей и гиганты бизнеса других отраслей?

– В 2002 и 2003 году я выдерживал на нашем предприятии минимум – МРОТ, равный 4 тысячам рублей. Когда остальные платили по ведомости в десять раз меньше – 400 и 600. В этом году я установил 4800. Ровно в 4 раза больше того, о чем отрапортовали как о величайшем достижении. Теперь насчёт честности уплаты налогов.
Многие лукавят. Ведь минимальная зарплата в 400 или 600 рублей подоходным налогом не облагается. Значит, гиганты предпринимательства ничего не платили в бюджет все эти годы и начинают платить только сейчас. А я всегда платил. Они только заикнулись о повышении – и уже в январе за декабрь эти налоги составили 161 млн. рублей или 66,8% доходной части городского бюджета, примерно на половину суммы больше чем в ноябре – 106,1 млн. рублей или 55,3%.

– Современный анекдот гласит: если вы платите все налоги, то ваш бухгалтер должен получать зарплату в налоговой инспекции. К каким уловкам еще прибегают те, кто не хочет, чтобы у Калининграда был полноценный бюджет?

– Наши патриоты-предприниматели называют себя мощными фирмами. Но когда доходит дело до уплаты налогов, выясняется – они почему-то оказываются зарегистрированными как куча мелких предпринимателей.

– Один ведущий экономист администрации области как-то в приватном разговоре мне сказал, что экономика нашего города настолько прозрачна и контролируема, что нужна лишь воля руководства – и ручьи, реки денег потекут в бюджет.

– Я с ним согласен. Если мэр захочет, никто в городе не посмеет не платить. Зато когда заходит разговор о получении городской земли, аренде городских зданий или о приватизации муниципальной собственности, неплательщики оказываются в первых рядах.

– А почему вы все время говорите мэр, а не губернатор?

– Да, потому, что около 70 % всех фирм и предприятий, которые пополняют бюджет, зарегистрированы в Калининграде.

Когда будет новый мэр?

– Почему мэр не берет пример с вас, он либо плохой экономист, либо не патриот?

– Делайте вывод сами.

– Если бы городом управляли вы?

– Я как руководитель города должен забыть личные отношения с предпринимателями. Разговаривать буду только с теми, кто, как я сегодня, смогут представить “паспорт” предприятия по уплате налогов. Буду всесторонне помогать им развиваться. Ведь чем больше у нас будет таких предприятий во всех сферах деятельности, тем больше доходов получит бюджет. Через год – два бюджет утроится. Когда поймут такую политику мэра, все вынуждены будут пойти по тому же пути. Они увидят: если не платишь налоги – не проси землю, не проси помощи. Все ребята! Больше никто ко мне не приходит, пока не принесет паспорт деятельности. Где написано: сколько работающих, сколько платится налогов. И только передовики получат все лучшее. И тогда экономика резко устремится вверх.

– Вы не боитесь быть таким открытым? Трудно быть честным?

– Не боюсь, хотя мои принципы создают мне проблемы. Честным быть нелегко. Приходится много работать. Как раз те “солидные” предприниматели – льготники, которые не платят добросовестно налоги, не могут слышать без раздражения моей фамилии.

Витаутас Лопата с удовольствием откликается на все благородные начинания. Весной прошлого года он поддержал “Экозащиту”. Вместе с калининградцами избавлял от мусора Куршскую косу и укреплял дюны. Там Лопата угощал детей пловом собственного приготовления. Хватило всем.

– Вы, законопослушный, тем не менее не бедствуете. Ваш бизнес не чахнет. Что мешает быть такими же массе остальных?

– Жадность. Но вот, к примеру, я не могу сегодня заменить свой старенький джип. Зато у других по пять-шесть мерседесов и джипов. У меня есть дом. У многих “бедных” бизнесменов по три, четыре особняка, в том числе и за рубежом. Сегодня некоторые предприниматели богатеют на налоговых льготах, которые им дают “по дружбе”. А именно этих денег не хватает пенсионерам и голодным сиротам, которые клянчат мелочь на улице.

– Витаутас, если бы уже сегодня предприятия последовали вашему примеру, как это отразилось бы на бюджете города?

– Вы сами легко подсчитаете. Помножьте сегодняшние сборы подоходного налога на 4. Представляете, каким мог бы быть наш бюджет! Ведь подоходный налог уже сегодня составляет больше половины доходной части городского бюджета. Вот они деньги, которых постоянно городу не хватает! Надо быть плохим экономистом либо безвольным хозяйствующим – политиком, чтобы отказаться от такого варианта решения городских проблем. И это только часть решений, благодаря которым мэр может наполнить пустой бюджет. Посмотрите на города Литвы и Польши. У них ведь все по – другому. И мы может жить так же.

Нельзя унижать человека

– Выходит, вы перед бюджетом герой? А как к такой системе оплаты труда относятся ваши сотрудники? Ведь они понимают такую вещь: если “нехорошее” предприятие платит своим “минималку” по ведомости, то в конверте оно им выдает еще пять раз по столько же. Без всяких вычетов. А с ваших “минималок” и налоги большие. В кошелек вашего повара попадает “минус 13 процентов”.

– Ничего подобного. Мои работники только одобряют мою систему.

– Сколько рабочих мест в “Солянке”?

– Пятьдесят.

– Текучесть высокая?

– Примерно 80% работников – постоянные. Текучесть составляет приблизительно 20%. Опять же что это? За год ушли в долгосрочный отпуск по уходу за новорожденными пятеро. Каждая мама получила около 30 тысяч рублей декретных, импортную коляску в качестве подарка. Такой уход для небольшого коллектива уже ощутим. Поэтому сразу вывешивается объявление: “Требуется…” Кроме того, в летнее время мы набираем дополнительно работников на летнюю площадку. Ну, конечно, некоторым работать у нас кажется тяжело.

– На вашем предприятии выполняются требования законов о труде?

– Конечно! Работающие у меня люди получат хорошую пенсию, когда станут пенсионерами. Потому что я плачу за них не только полноценные подоходные, но и взносы в пенсионный фонд, и социальные отчисления. А те, кто работает за официальную минимальную зарплату в 600 рублей, получит вот такую пенсию. (Витаутас показал два выразительных кукиша и засмеялся.) Больничные и отпускные я плачу полностью. Дети всех работников каждое лето ездят то в Сочи, то в Анапу. Или в наши лагеря. Бесплатно. За счет отчислений в социальный фонд. Мы платим – нам дают путевки.

– Какова у вас средняя зарплата?

– Шесть тысяч рублей. Квалифицированные повара получают и по семь, и по восемь и по десять тысяч. Самая маленькая зарплата – 5,5 тысячи. На руки! Это уборщицы, сборщицы посуды, мойщицы. Ни в одном предприятии города столько уборщицам не платят. Плюс двухразовое бесплатное питание.

– Вы что, альтруист?

– В этом смысле – да. Нельзя людей унижать низкой зарплатой. С другой стороны, если им хорошо платят, они так же платят работодателю своим добросовестным трудом.

– Но откуда взять столько денег?

– Я их зарабатываю. Каждодневным трудом. У меня вы не найдете скучающих поваров или пекарей. Работают все. С полной отдачей.

– Цены на блюда должны быть сумасшедшими.

– Некоторые говорят, что для простых людей они недоступны. Но вот, допустим, приходит девушка. Она берет салат, второе блюдо и чай. Платит 120-130 рублей. Мужчина заплатит 200 – 250. Это очень дорого? К нам ходят студенты. Попить чаю с пирожками. Никто их не заставляет брать дорогие блюда. Ежедневно у нас обедают 600-700 человек. Это средний класс. За четыре года через нашу “столовку”, как выражается мэр, прошло больше миллиона посетителей. Ни одно городское заведение подобного рода не может похвалиться таким успехом. На сегодня оборачиваемость одного места за столом у нас самая высокая – за день 10 человек. В залах 60 мест.

– Часто ваше кафе снимают для проведения банкетов?

– Это невозможно. У нас система самообслуживания. Человек должен знать, что когда бы он ни пришел с 9 утра до 11 вечера, он всегда зайдет и поест. Стоит раз-другой закрыть кафе на банкет, мы тут же начнем терять постоянных посетителей. Это нам невыгодно.

– Вы не боитесь делиться секретами? Их могут использовать конкуренты.

– Не боюсь. Пусть попробуют.

– Где вы такому ведению бизнеса выучились?

– Я работаю в этой сфере 26 лет.

Секрет кухни Лопаты

– Витаутас, давайте вернемся к выражению “столовка”. Что собой представляет кафе “Солянка”?

– Да, система обслуживания у меня такая, какие приняты в столовых. Однако в “Солянке” столуется большинство предпринимателей и руководителей предприятий. И это их нисколько не унижает. Кстати, несколько раз нашим посетителем вместе с семьей был Юрий Алексеевич Савенко. Я его не видел только последний год. Зато его супруга, предприниматель, и дочь и сейчас иногда обедают у нас. Я это воспринимаю с большим удовлетворением.

– Какие у вас с мэром отношения? Ведь все-таки вы его соперник по выборам. И ваше участие сильно поволновало мэра. Так сильно, что он порой допускал бестактность в ваш адрес.

– Я воспринимаю его как обыкновенного гражданина. Отношусь к нему, как и ко всякому посетителю, доброжелательно. И к нему, и к его семье. Посетитель кафе это мой гость. Что бы между нами лично не произошло. Я предприниматель, и не могу себе позволить такую роскошь как обиду. Тем более выражать ее в грубой форме. И если я когда – либо стану мэром, все увидят, что мэр может быть выдержанным, спокойным, честным и справедливым.

– Вы сами обедаете в своем кафе?

– Конечно. Семьдесят процентов клиентов меня знают в лицо.

– Почему “Солянка”? В честь блюда?

– Солянка – это смешение стиля во всем. В интерьере – вы, наверное, замечали, – на стенах залов картины современных художников и антиквариат немецкого довоенного происхождения. Смешение меню разных народов. Вы у нас найдете европейскую кухню, азиатскую. Мы предлагаем и смешанную форму обслуживания. Это самообслуживание, когда человек сам проходит через раздачу с подносом, а вот посуда и качество еды соответствуют ресторанным. Мебель и интерьер – как в разрядных ресторанах. И это разнообразие носит название “Солянка”

Город достоин хорошего мэра

– Прошу прощения, но я обязан задать такой вопрос. Все видят, что между вами и мэром отношения обостренные. Почему это произошло?

– Точно сказать не могу. Видимо, на наших отношениях отразилось то, что я сначала отстаивал некоторые позиции в думе, которые не совпадали с желаниями мэра, кроме того, высказывал свое мнение о недостатках работы мэрии, ну, а потом – претендовал на должность мэра и на выборах получил неплохой результат. Теперь Юрий Алексеевич видит меня своим вечным конкурентом. Моя непокорность, полное отсутствие подхалимажа перед ним, моя честная оценка его недостатков как мэра тоже послужили для него поводом. Когда я баллотировался в Госдуму, он, будучи “агитатором” у Дацышина, за час до истечения агитационного периода выступил по трем телеканалам. Просто выходил из себя. Настолько его раздражала моя кандидатура. Говорил про меня домыслы, оскорблял. Не оставив мне времени и права на ответ в нарушение закона о выборах. При его должности это недопустимо. У меня сложилось впечатление, что он просто ненавидит меня.

– А вы?

– Я отношусь к Юрию Алексеевичу вполне дружелюбно.

– Старая поговорка гласит: не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет…

– Да. Как я могу к нему относиться? Он же все – таки мэр.

– Вы часто бываете в мэрии?

– Туда ходить бесполезно. Я и раньше-то сам ходил не часто. Вопросы с мэрией решали мои сотрудники. Но после того, как меня ввергли в убыток, я стал обходиться без мэрии. У меня был проект, под который мэр постановлением выделил участок. Не я его выбирал. Он сам и архитектор Калининграда предложили. Но участка не дали, в тот момент когда нужно было уже строить. Я потерял 70 тысяч долларов, уплаченных за разработку двух проектов. Та моя история немного напоминает ситуацию с Родионовым (“Калининграджилстрой”).

– Каков сам Лопата? Он часто выходит из себя?

– Очень редко. Ну, может, однажды за два года я сказал что-то грубое человеку. Во-первых, я не пью. По многу не пью. У меня уравновешенная нервная система. Зачем кричать на человека? Если ты ему говоришь, и он не понимает – значит, ты неправильно излагаешь свои мысли. Вина руководителя, если работник плохо выполняет указания. Если у человека не хватает знаний и аргументов, то он начинает разговаривать с оппонентом сначала переходя на мат, потом на национальность, потом на кулаки.

– В конце концов выкладываешь самый веский аргумент. Калибра 5,6?

– Некоторые позволяют себе и такое.

– Какое у вас образование? Почему вы ясно представляете, каким должен быть город, что нужно сделать, чтобы обогатить его бюджет, его жителей? Как улучшить наши улицы, парки и скверы?

– Во-первых, у меня большой жизненный опыт, я старше нынешнего мэра на 5 лет. Жил и работал с малолетства в разных городах и разных республиках, бывал во многих странах. Сам всегда зарабатывал свои деньги. А нынешний мэр получал всегда деньги в казенной кассе и сам лично ни одного рубля не заработал, он мог вовсе ничего не делать но зарплата все равно ему выплачивалась. Во- вторых, я экономист. Я окончил институт народного хозяйства. Это не какая-то ускоренная дистанционная подготовка на курсах при правительстве.
В-третьих, я руководитель-практик, который всегда зарабатывал своим умом и своими руками. И достаточно много. Когда был дефолт, я не потерял ни рубля. Да, я построил себе дом за 700 тысяч долларов. За 600 тысяч долларов построил “Солянку”. Купил и реконструировал жене магазин. Это еще 400 тысяч. Сейчас реконструирую и строю в Светлогорске новый объект, который купил по конкурсу.

Это будет гостинично-ресторанный комплекс. Сын учится Канаде на мастера – кондитера 3 года и обходится обучение в 20 тыс. долларов ежегодно. Я как честный гражданин не скрываю, сколько все это стоит. Потому что плачу налоги, и мне нечего бояться. Когда я, переезжая на жительство в область, ввозил через границу из Казахстана деньги, в портфеле, и все декларировал, у таможенников глаза на лоб лезли. Тогда еще невозможно было перечислением валюту пересылать.

Недавно посмотрел по телевизору фильм о стране восходящего солнца и сказал жене: “Мы, как богатые японцы, спим на полу”. Она оценила мой юмор. Дело в том, что пока мы не можем себе позволить купить обстановку. Плохую покупать не хочется, а на хорошую денег пока нет. Я их вкладываю в производство: в кафе, в магазин. Большие затраты на выборы, да и просят помочь, и часто отказать бывает невозможно. Я всегда живу честно и открыто. Проверяли. Много раз. Однажды нагрянули 17 ревизоров.
Три дня не работало кафе. Нашли разницу. Семнадцать рублей! Смеху было! По одному рублю на проверяющего.

– Ваша открытость оскорбляет власть.

– Да. Это позволяет мне к этой власти относиться критически. Безбоязненно.

– Возможен такой вариант? Вы сели за один стол с мэром Савенко, пожали друг другу руки, улыбнулись. Он бы произнес от всего сердца: “Извини, Витаутас, я погорячился”. Вы бы ему в ответ: “Я тоже где-то палку перегнул, но претендовать на место мэра Калининграда буду”. Он бы с предложением согласился и назвал вас своим преемником. И добавил бы что-то о том, что он свой ресурс выбрал, что делать дальше – не знает, перед вашими знаниями и экономическими подходами, перед вашей ярко выраженной хозяйской жилкой снимает шляпу и желает вам доброго пути.

– Это вряд ли возможно, а перевыборы по сроку очень нескоро – в октябре 2007 года. Но то, о чем вы говорите, для города это было бы наилучшим вариантом. Мало того, чем раньше он уйдет в отставку, тем больше город выиграет, и заработает ресурсы на решение своих городских проблем.

Беседовал Константин РОЖКОВ.