2003-09-23 – Статьи и комментарии – …И словом … и делом

В начале осени Витаутас Лопата провел несколько очень важных встреч. Но не со своими коллегами-депутатами по областной думе и не с партнерами по бизнесу. Он встречался с детьми, их родителями и наставниками. Многим из них несладко приходится в этой жизни, поэтому Лопата приходил и приезжал не с пустыми руками. Но не это главное.

Всех этих таких разных людей объединяет одно – несмотря на трудности, они сохраняют оптимизм, веру в перемены и свои силы. Наверное, Лопата и сам из таких, потому и помогает, и участвует в выборах, чтобы это будущее делать своими руками и головой.

ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ. ПОГРАНИЧНИКИ ИЗ 7 КЛАССА

В школу №8 мы приехали как раз на торжественную линейку, посвященную началу учебного года. Она расположена на окраине Калининграда, но провинциальной ее не назовешь. Над ней будто витает некая аура доброты и таланта. Наверное, именно поэтому среди выпускников – Людмила Путина, Олег Газманов и Лада Дэнс. Есть здесь и сегодняшняя знаменитость: Юля Кадакина, несмотря на юный возраст, уже объехала почти всю Европу и победила в нескольких международных соревнованиях по карате. А еще Юля – единственная девочка в школьном пограничном отряде, сформированном год назад из семиклассников. Ребята службу на границе, конечно, не несут, но на заставы регулярно ездят, и с ними серьезно занимаются инструкторы из пограничного института. Командир отряда Володя Спиридонов очень хочет так научиться стрелять, чтобы в армии его назначили снайпером. Но до последнего времени стрелять ребятам было практически не из чего. Оттого весьма к месту оказался подарок Витаутаса Лопаты школе, врученный на торжественной линейке: приличные пневматические винтовки. А еще – мячи для занятий футболом, волейболом и баскетболом.

Директор школы Любовь Николаевна Терещенко сетует:

– Сегодня нам сделали очень нужный подарок. Ведь спортивные залы без спортинвентаря – это парадокс. Когда вводят третий час физкультуры, не обеспечив проведение этого урока – извините, какая голова это придумала?

В школе сделан неплохой ремонт. В принципе, все хорошо, но… У нас большая кадровая проблема. Вакантны места преподавателей физики, физкультуры, иностранного языка. Конечно, справимся своими силами, но из-за повышенной нагрузки на учителей уроки будут неполноценными. В школе не хватает мужчин. При той мизерной зарплате, которая у нас есть, – ни один мужчина сюда не пойдет, как и в любую другую школу. Со всеми надбавками получается 3 тысячи рублей. Я думаю, государственных мужей надо перевести на нашу зарплату хотя бы на пару месяцев. А мы бы согласились эти 2 месяца получать их зарплату. Хотя смотришь в глаза наших детей и думаешь – далеко не все дело в деньгах.

Мы – анклав Калининграда, находимся на окраине. И дети, как правило, из малообеспеченных семей. Газа нет, зато есть проблемы с углем, с водой. Кто в состоянии – ставит бойлер, кто нет – живет без горячей воды. Кое у кого дома нет даже канализации.

И дети живут в таких условиях. Они понимают трудности и дают им оценку. Наверное, в них наша правда.

Даша Яковлева через год заканчивает эту школу. И рассуждает уже вполне по-взрослому:

– Что для тебя значат такие понятия как “совесть” и “честь”?

– Любой порядочный человек должен иметь совесть. И должен быть честен с людьми. Если люди потеряют совесть, наш мир превратится в ничто.

– А политики честны?

– Возможно, на публике они говорят одно, а на самом деле другое. Откуда мы знаем. Мы-то видим их только с одной стороны. И не понять – честны они или нечестны.

– Вот сегодня один из них подарил вам спортинвентарь. Он сделал это искренне?

– Думаю, некоторые политики хотят что-то сделать для России. А верить им или не верить – я не знаю. Люди сейчас стали настолько недоверчивые… После многих политиков…Нам приятно, что теперь у нас есть винтовки, чтобы учиться стрелять. И в спортзале теперь будет много таких хороших мячей!

– А слово “демократия” для тебя что-то значит? Это – власть народа. Значит, можно зайти в кабинет директора школы и стукнуть кулаком.

– Конечно, каждый школьник об этом мечтает. Но такого быть не должно. От нашей школы тогда уже ничего бы не осталось.

У любой власти, даже власти народа, должны быть пределы. Они зависят от того, как государство будет себя с нами вести. От того, будет ли оно иметь совесть. Совесть – это путь к демократии. А политики ведь тоже люди, такие же как мы. Возможно, они даже учились в нашей школе.

ВСТРЕЧА ВТОРАЯ. ПРАЗДНИК ДУШИ И ТЕЛА

Его устроил Витаутас Лопата для 40 детей в сопровождении с мамами – членов региональной ассоциации многодетных матерей. В начале сентября, в выходной день он пригласил их в свое кафе “Солянка” на праздничный обед. Под звуки джаз-банда детишки поднялись на верхнюю террасу и были приглашены к столам. Наверное, немногие из них пробовали в своей жизни такую вкусную и не дешевую пищу. А впереди ждала еще и экскурсия по зоопарку.

Нас познакомили с удивительной семьей Игоря и Натальи Дубовиченко, родителей 10 детей. Недавно старший сын взял в жены 16-летнюю девушку, воспитанницу детского дома, и в семье стало 13 человек! Все они вполне весело живут в трехкомнатной квартире, где им совсем не тесно. Игорь считает, что 10 детей – вполне нормально для тех людей, которые не боятся жить:

– Работаю на фабрике дверей “Оптим”, которая находится в Светлом. Когда есть много заказов, зарабатываю 12-14 тысяч рублей. В зимние месяцы, когда спрос на двери гораздо меньше, 4-5 тысяч. Еще помогает мама жены, она живет в деревне. Ничего, держимся на плаву, справляемся.
Зато у нас почти каждый месяц чей-нибудь день рождения. В июне и июле было по одному, а в августе целых три. Да еще два в сентябре. Естественно, море подарков имениннику. Если мы уж родили детей – надо их одевать-обувать и заботиться о них. Если мы будем еще и унывать, это будет не жизнь.

Они и поженились легко. Поженились через 6 дней после знакомства. “Встретились 2 одиночества”, – объясняет Игорь. Теперь они уже 21 год вместе.

Политикой он не интересуется:

– Я никому не доверяю. Сейчас столько обмана и лжи… Хотя хочется надеяться на лучшее, на то, что произойдут перемены, наше государство воспрянет и не будет хотя бы брошенных детей. Светлый – город маленький, а маленьких бродяжек очень много.
Я бы хотел, чтобы о неимущих, о тех, кто сам о себе позаботиться не может, кто-то думал. Конечно, для этого нужны деньги в бюджете, потому что без них одеть и обуть тех, кто остался без попечения, нельзя. Но нужно брать таких детей и в семьи. Мы тоже хотели взять 2 девочек из детдома. От нас потребовали, чтобы сразу были места для обучения, чтобы позволяла жилплощадь, чтобы у родителей были высокие заработки… Ну неужели в приюте лучше жить, чем в семье? У меня невестка сама из детдома и уж она хорошо знает, что никогда и никто не заменит детям родителей.

Кстати, Игорь и Наташа не пользуются государственными субсидиями:

– Я не могу ходить по инстанциям и просить. Мы все сможем сделать сами. Двое старших сыновей и дочь устроились работать на ту же фабрику, что и я. Нам уже легче – все-таки четверо работающих в семье.

А Наталья мысль о еще одном ребенке не оставила:

– Хочу взять малыша из приюта. Дело в том, что младшая – ей 4 года – стала расти полной эгоисткой. Ведь ее все балуют. Вот и хочу взять маленького, чтобы она почувствовала, что в семье есть кто-то младше нее.
Понимаете?

ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ. ШКОЛА ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ

Это необычное учебное заведение открылось ровно 5 лет назад в Колосовской колонии для подростков. Сейчас здесь 70 воспитанников, а когда-то их число доходило до 260. К юбилею Витаутас Лопата направил сюда около 2 тысяч книг, собранных “Солянкой” и, по просьбе администрации школы – два глобуса (физический и политический).

А мы воспользовались оказией, чтобы встретиться с Людмилой Давиденко, все это время работающей директором этой школы. Где, как не здесь, в строго охраняемом учреждении, и с кем, как не с ней, повидавшей и пережившей многое, при этом оставшись милой улыбчивой женщиной, можно было поговорить о свободе и ее границах, о демократии и анархии.

– Давайте для начала определимся, что понимать под словом “свобода”.
Для наших воспитанников это прежде всего свобода действий. А здесь их действия ограничивают. Даже для того, чтобы написать письмо маме, дается определенное время. Он хочет читать книгу сейчас, а это разрешено тоже лишь в определенное время. Если у тебя сейчас работа – ты будешь только работать. Здесь свобода ограничена рамками режима и разумного порядка.

Ведь мы, сотрудники, тоже ограничены здесь в некоторой свободе. Находясь на территории колонии, я тоже должна согласовывать каждый свой шаг и действие, но уже из соображений безопасности.
А для меня свобода – это прежде всего право выбора. Выбора профессии, образа жизни, своего будущего.

– Это вещи глобальные, несиюминутные. А что же тогда демократия, которая должна присутствовать в жизни постоянно?

– Демократия – это и есть сочетание свободы и порядка. Потому что демократия без порядка станет анархией и беспределом.

Возьмем ситуацию с нашими воспитанниками. Они освобождаются и вполне демократично отправляются на все 4 стороны. Приезжает домой, а там ни квартиры, ни работы, ни перспектив. В детдом или интернат не берут по возрасту. Остается самый простой способ выжить – воровать. Это беспредел по отношению к потерпевшим, но это беспредел и по отношению к себе самому, потому что подросток неминуемо возвращается в колонию. И в этом виноват не только он. Наполовину виновато наше общество.

Мы все время говорим: в обществе должна быть система, порядок, который бы отслеживал судьбу таких подростков и помогал им.

Да, есть органы опеки и попечительства. Но у них ничего нет: ни временных приютов, ни гостиниц, ни свободных рабочих мест. Хорошо писать красивые программы профилактики правонарушений, надзорности и так далее. Но в каждой программе должно быть что-то конкретное. Конкретное лицо, отвечающее за что-то и конкретные действия.

Мы одни ничего не сделаем, пока не будет общих перемен в обществе. Пока государство не повернется лицом и к этим и ко всем остальным обездоленным детям.

– Вы верите в такие перемены?

– Без веры жить нельзя. Всегда надо верить и надеяться.

Я не пессимист. Смотрю в будущее и думаю, что хоть мои дети будут жить в свободном демократическом обществе. Конечно, хочется, чтобы это случилось пораньше. Вот сейчас преддверие выборов в Государственную Думу.
Наверняка что-то изменится.

Витаутас Лопата:

Я считаю своим долгом помогать тем, кто нуждается. Ежегодно мы проводим благотворительные обеды для ветеранов, оказываем помощь детским домам, многодетным семьям, собираем книги для заключенных. А в этом году решили устроить праздник для тех первоклассников, родители которых не в состоянии сделать этого сами из-за сложного материального положения. Мы должны помогать таким семьям воспитывать и учить детей. Иначе эти дети с малолетства пойдут на улицы, пополнят ряды криминальных элементов и нам же потом будет трудно жить и опасно выпускать своих детей на улицу. У меня два сына, старшему 19 лет, он учится в Канаде, а младший пошел в 3 класс и я хочу, чтобы они спокойно жили в своей стране.

Думаю, что те бизнесмены, которые сопереживают обездоленным людям и беспокоятся о будущем станы, должны заниматься благотворительностью. Но, к сожалению, есть и такие, которым плевать на чужие беды. Они с большим удовольствием тратят гораздо большие деньги на дорогие машины и развлечения, жалея небольшие средства на помощь самым нуждающимся .

– Вы когда-нибудь испытывали в жизни нужду?

– Мама воспитывала меня одна. Мы жили в арендованной квартире и, конечно, до благополучия было крайне далеко. Я с детства пытался облегчить жизнь мамы, собирал и сдавал бутылки, косил траву для кроликов, которых сам выращивал, собирал дрова на речке, чтобы было чем топить печку зимой. Так что к труду привык рано и о жизненных трудностях знаю. Потому и сопереживаю тем детям, которым плохо живется.

Хорошо, что ваша газета пишет о таких проблемах. Пишите и привлекайте внимание к бедным семьям. Думаю, что найдутся добрые люди, которые откликнутся на призыв о помощи.

– Витаутас, про Вас часто пишут во многих газетах, что Вы оказываете помощь. А часто ли приходится отказывать?

Дело в том, что я не мэр, не губернатор и у меня нет фонда из бюджета, чтобы оказывать материальную помощь многим, и тем более, я не Господь Бог, чтобы помочь всем просящим. Обращаются с просьбами, действительно, многие. И чаще приходится отказывать, так как пришлось бы продать все свое имущество, и я бы разорился. Помогаю по своему усмотрению и при наличии денег в тот момент.

Андрей МУЛКАХАЙНЕН
Газета “Дворник” 23.09.03 № 68 (тираж 114 000 экз.)