“Готов ответить на любые, самые острые вопросы, я уже ничего не боюсь в этой жизни”, – заверил перед беседой с журналистом “КП” Владимиром Акимовым депутат облдумы Витаутас Лопата. И действительно ответил – и как депутат, и как лидер региональной организации ДПР, и как бизнесмен, чье кафе “Солянка” у одних вызывает исключительно положительные эмоции, а у других – стойкое неприятие.
– Нередко предприниматель, оказавшись, как вы, в органах власти, чувствует, что над его головой сгущаются тучи, труднее получается вести свой бизнес. И все же предприниматели все чаще участвуют в выборах, идут в политику. Почему, на ваш взгляд, это происходит?
– Политическая активность предпринимателя действительно может навлечь дополнительные трудности его бизнесу. Недоброжелательно на это смотрят более крупные бизнесмены. А уж со стороны мэрии Калининграда, если говорить конкретно обо мне, на протяжении 4 лет я встречаю, как правило, препоны. Прежде были и попытки помешать в чем-то со стороны администрации области. Но там, видимо, поняли, что я занимаюсь делом, и сейчас оказывают поддержку.
– Даже после того, как вы в прессе заявили, что не прочь стать губернатором?
– Я сказал то, что думаю. Я вижу в себе силы поработать губернатором. Не сейчас, конечно, а в будущем, когда наберусь еще политического опыта. А вообще, по моему мнению, в Калининградской области и администрацией, и мэрией областного центра должны руководить экономисты – предприниматели – практики, но обязательно со свежей головой, не повязанные путами давних дружеских отношений и определенных взаимных обязательств. Ведь понятно, что круговая порука, что наблюдается в регионе, только мешает развитию экономики, решению проблем в интересах большинства населения. Я мог бы привести десятки конкретные фактов, но не хочу, чтобы на меня ополчилась местная бизнес- и политическая элита.
– Тем не менее, лично вы – удачливый бизнесмен. Как вам это удается, если вы – один с такими взглядами?
– Не соглашусь с тем, что я один. В области большое количество честных предпринимателей. И чтобы добиться прорыва в развитии экономики, нужно во всех отраслях выявить лучших. Тех, кто больше платит налогов, не утаивает их, на чьих предприятиях самая высокая зарплата на одного работающего. Надо выявить их и дать им возможность расширять бизнес. Тогда и бюджеты всех уровней станут полнее. А глядя на закономерные успехи одних, и другие будут стремиться так же работать. И тенденция станет развиваться в этом направлении.
Но пока не придут к власти те, кто заинтересован в такой тенденции, круговая порука будет способствовать уходу от налогов и дележке между собой того, что еще не поделено.
А теперь о том, почему бизнесмены идут в политику. У одних, можно сказать, на лбу написано: чтобы получить рычаги власти для расширения своего бизнеса. Другие, и я в том числе, занимаются политикой, чтобы защищать устои демократии. Я убежден, что только через развитие демократии и рыночной экономики население будет жить лучше. Так происходит во всем цивилизованном мире.
Если демократия побеждает во всем мире, то, наверное, и мы должны к этому стремиться. Я, конечно, не гуру в демократии, учусь ей вместе с гражданами России. И это осознанный выбор. Именно поэтому я пришел в Демократическую партию России.
Я являюсь учредителем и председателем региональной организации ДПР. За свой счет построил офис и ежемесячно финансирую все затраты организации. И могу сказать, что у нас в области нет меценатов среди партийцев, которые внесли подобный вклад для своей партии. Офис среди подобных партийных – собственных, негосударственных – у нас самый лучший в области. Кому любопытно, могут посмотреть – на улице Леонова, дом 10.
ДПР – это правая, рыночная, социально ориентированная партия. Мне, например, не совсем нравится СПС по той причине, что не устраивает “прихватизация” по Чубайсу, развитие экономики по Гайдару и финансовый обвал, который грянул при Кириенко. Много хороших мыслей у лидера “Яблока” Явлинского. Но ему не надо было отказываться от места 1-го вице-премьера, когда ему предлагали. Нужно было взять конкретное направление и развивать его, воплощая свои идеи. Не сложилось у меня и с региональным “Яблоком”, где не приняли предпринимателя. Вот и пришлось участвовать самому в воссоздании отделения ДПР, что я и сделал.
– Почему вы не решили вступить в “Единую Россию”, членство в которой сулит политические и прочие дивиденды?
– Для меня это неприемлемо. Это партия чиновников, куда потянулись и бизнесмены, считающие, что, придя во власть, они смогут поделить то, что еще не поделено. Я не против “Единой России”. Но это действительно партия власти. Такая партия под разными названиями существует уже более 10 лет. И люди там одни и те же. И я сомневаюсь, что они хотят позитивных перемен. Ведь они всегда при власти. Они же и допустили обнищание народа. Не верю, что сейчас у них вдруг прорезалось сознание. Их единственная задача – под любым названием партии удержаться опять при власти.
– Но сейчас федеральная власть, похоже, намерена исправить некоторые ошибки. В частности предпринимаются попытки разобраться с миллионами, нажитыми олигархами.
– Расследовать такие дела нужно. Но почему, спрашивается, это делается перед выборами? Раньше нужно было. Или, если уж затянули, то можно и после парламентских выборов этим заняться. Иначе попытки давить на олигархов, оказавших финансовую помощь оппонентам Кремля, выглядят некрасиво. Ведь за рубежом это расценивается еще и как давление на демократию. В такой ситуации трудно рассчитывать на интерес к нашей стране иностранных инвесторов.
Что касается олигархов, то они со своими огромными состояниями вполне могли бы помочь России, скажем, погасить долг перед мировым сообществом. Он сейчас составляет уже менее 150 млрд. долларов. Пусть первая сотня олигархов, которая как раз имеет около 150 млрд. долларов, около трети своего состояния, не вполне честно нажитого, а полученного из рук Ельцына выделят на погашение долга. Да еще и предприниматели со всей России немного пожертвуют. Я, например, готов за каждого работника “Солянки” (это около 50 человек) и за каждого члена его семьи – в среднем выйдет 150 человек – заплатить по 100 долларов. Получится 15 000. Предлагаю всем предпринимателям присоединиться и выделить деньги на погашение долга России хотя бы по 100 долларов за каждого работника и членов его семьи. И тогда весь мир еще раз удивится и поймет – Россия великая страна!
– Но можно для начала добровольными усилиями калининградских бизнесменов погасить долг области за кредит “Дрезднер банка”.
– Нет, это делать не надо. В этом деле было сплошное разбазаривание средств. И за махинации должны расплачиваться конкретные виновники, которые своими действиями еще и нанесли ущерб инвестиционному климату области.
– Что, по-вашему, надо сделать, что поправить положение с инвестициями?
– На федеральном уровне – ввести справедливый налог на природные ресурсы и направить его часть на развитее экономики, а часть на увеличение пенсий и зарплат бюджетникам. Могу даже добавить, что если это не будет сделано до следующих выборов президента, то я не стану голосовать за Владимира Путина. На региональном – нужно перенять опыт Новгородской области, губернатор которой Михаил Прусак. Он за каждым крупным инвестором закрепляет чиновника высокого ранга – одного из руководителей своей администрации. И тот лично отвечает за реализацию инвестиционного проекта. Поэтому в Новгородской области ныне успешно трудятся более 100 крупных иностранных фирм.
– Ваше кафе “Солянка” тоже дает высокие налоги в бюджет. Но по Калининграду курсируют слухи, что вами введены чуть ли не драконовские меры против работников. Говорят, что вы слишком придирчивы к ним, в частности, принимаете на работу по росту. Если ноги у девушки не длинные, то ей никак не попасть в коллектив “Солянки”. Так ли это?
– Буду откровенен. Бывают разные кандидаты на работу. С синими, пропитыми лицами…Или под ногтями чернозема столько, что картошку сажать можно. Есть и такие – все, вроде, нормально, но смотрит на покупателя как на врага народа, не заставишь ее никак улыбаться. Таким не место в коллективе “Солянки”. Приходится выбирать. Поэтому у нас и всегда много посетителей.
Поваров-раздатчиц мы действительно принимаем ростом только выше 165 сантиметров. Ведь витрина раздачи высотой – полтора метра. И шириной – 1,2 метра. Девушка ростом поменьше просто физически не сможет через витрину подавать посетителю тарелки с едой. Случайно обопрется рукой об горячую поверхность, получит ожог, а это нарушение техники безопасности. И, предвосхищая, возможный ваш вопрос, могу сообщить, что платим мы за эту работу от 8 до 10 тысяч рублей. Соответственно, и требования к работнику высокие.
– Посетители обращают внимание на то, что у вас работницы приятной внешности. Им впору в конкурсах красоты участвовать.
– Да, это так. И мы дорожим ими. Одна девушка, без специального образования, очень добросовестная, полтора года у нас работала уборщицей за 3,5 тысячи рублей. Я предложил ей выучиться на повара при сохранении зарплаты. 10 месяцев она была помощником повара. Потом за счет кафе “Солянка” она прошла двухмесячное обучение в колледже и получила диплом повара 4-го разряда. Сейчас ее зарплата 7 тысяч рублей. И так мы обучили уже полтора десятка молодых людей.
Мы помогаем своим сотрудникам. И у нас не увольняют как в некоторых фирмах – когда только живот увидят. Так, недавно буфетчица родила мальчика. И получила декретных 24 700 рублей. Повар-раздатчица, родив тоже мальчика, получила 30 150 рублей. После родов обе получили в подарок от “Солянки” детские коляски. А у парня – бригадира поваров два месяца назад родились близнецы девочки. В подарок он тоже получил двухместную немецкую коляску. Ну, а раз у нас дети рождаются в таком количестве, значит в нашем коллективе все хорошо. Предприятие перечисляет большие суммы в пенсионный и фонд социального страхования, так как зарплату мы выплачиваем не в конвертах черным налом, а по ведомости – в среднем по предприятию 5 500 – 6 000 рублей, а минимальная зарплата – 4 500 рублей. Каждое лето за счет отчислений в Фонд социального страхования удается отправить бесплатно всех детей сотрудников на лето на Черное море и в местные лагеря. Скажите, похоже это на драконовские меры?
– Убедили в том, что вы здравомыслящий руководитель и экономист. Давайте вернемся к политику Лопате. На ваш взгляд, обязательно ли должна существовать оппозиция к действующей власти?
– Уверен, что любая разумная власть должна стремиться к тому, чтобы оппозиция существовала и развивалась. Иначе эта власть не услышит и не узнает, все ли она делает так, как нужно. Человек, придя во власть, зачастую считает, что он семи пядей во лбу. И только оппозиция скажет, что же не так. Блюдолизы в лице заместителей и карманных партийцев, настроенных на “одобрямс”, могут завести руководителя в столь далеко, что народ будет крепко недоволен его действиями. Я, например, прислушиваюсь к одному-двум голосам, которые выпадают из общего хора.
– В нашей области кого бы вы причислили к оппозиционерам?
– У нас порой случаются всплески оппозиционных высказываний. И у депутата облдумы Соломона Гинзбурга, как бы это ни странно выглядело. У коллеги – Игоре Рудникове, чья работа над изобличающими публикациями иногда затмевает у некоторых внимание, к его точным критическим высказываниям. В лице лидера Союза предпринимателей области Сергея Пасько, имеющего прозападное мышление, можно всегда получить размышления оппозиционера. Что касается меня, то я недавно пришел в политику и еще только учусь – и демократии, и независимости суждений.
Региональный Союз промышленников и предпринимателей тоже одно время пробовал находиться в оппозиции. Но потом решил этого не делать…
– Вы входите в СПП?
– Я был его членом, а так же входил в совет, около двух лет. И вышел, когда понял, что это мертворожденная организация, созданная для пропаганды ее верхушки. Я ежегодно вносил взнос около тысячи долларов. Так как к моему бизнесу и ко мне несправедливо относится мэр Юрий Савенко, то я обратился в СПП с просьбой поддержать меня, но услышал: индивидуально мы никого не защищаем, только корпоративные интересы. А зачем мне за свои деньги прославлять руководящую верхушку СПП, которую не интересую ни я, ни мой бизнес?
Кроме того, я являюсь членом правления союза предпринимателей, возглавляемого Сергеем Пасько, который лично ходит по судам и защищает интересы представителей малого и среднего бизнеса. Имеет сотни выигранных дел у таможни, налоговой, мэрии… Вот там действительно реальная помощь предпринимателям оказывается.
– Скажите, вам когда-либо предлагали поработать в администрации области или в мэрии Калининграда?
– Нет. Хотя в других городах не редкость когда мэр, придя к власти, предлагает посты первых заместителей тем, кто по итогам выборов получил результат сразу после него. И Савенко говорил перед выборами, что из предложений разных кандидатов будет сделана общая программа. Но не сделал этого. Руководители в мэрии сидят бессменно годами и десятилетиями. Поэтому и ситуация в городе не улучшается.
– А на какой пост вы бы согласились, кроме губернатора и мэра?
– Я бы согласился возглавить объединенный отдел муниципального имущества и экономического развития. Эти два отдела в мэрии должны управляться одним человеком, так как они зависят друг от друга. И управлять должен экономист с предпринимательским мышлением, а не те люди, что там сидят. И я знаю, что бюджет города по этой статье увеличился бы в несколько раз. Да и Савенко, наверное, это знает.
– В каких выборах вы намерены участвовать?
– На съезде ДПР было одобрено, чтобы все сильные кандидаты в регионах были активны на выборах. Я уже вошел в политику, и буду выдвигаться на выборах и мэра, и губернатора. И, само собой, на декабрьских выборах в Госдуму. Если мне удастся пройти в Госдуму, то буду там энергично работать и заниматься законотворческой деятельностью на благо граждан России. Для меня важно получить опыт федеральной власти, но экономическая, управленческая работа мне больше подходит. Приобретя опыт федерального политика, все равно буду претендовать на пост мэра и губернатора.
– Вам хорошо знакомы проблемы с получением гражданства РФ. Почему они обостряются?
– Их никто не решает, вот они и обостряются. Региональные власти ими практически не занимаются. Но хочу подчеркнуть – этот вопрос не может быть решен в областной Думе. Для тысяч людей – не граждан, приехавших в область, с расширением ЕС грядут тяжелые времена. Единственная надежда, что на федеральном уровне будут приняты упрощенные правила получения гражданства. Да и президент Путин, как здравомыслящий человек, не захочет терять около 2 миллионов голосов по всей России потенциальных избирателей. У него в следующем году выборы. И люди, получившие гражданство, наверняка, в благодарность будут готовы за него проголосовать.
Россия приняла на себя обязательства по долгам СССР перед мировым сообществом. И в результате получила в собственность всю недвижимость и все имущество бывшего Советского Союза за рубежом на десятки миллиардов долларов. Правда, по большому счету, населению России не известно как управляется, а то и разбазаривается, эта собственность за пределами страны. Так почему она не хочет взять на себя обязательства перед гражданами бывшего СССР и предоставить тем, кто хочет, гражданство России в упрощенном порядке? Посмотрите на заброшенные в нашей области деревни, на пустующие глазницы окон разваливающихся домов и предприятий области. Разве нам не нужны работящие люди? Область в состоянии принять еще миллион человек. Они поднимут то, что сейчас заброшено. Станут платить налоги в бюджет. Если бы я был губернатором, то постарался бы помочь – через Президента, переселенцам в приобретении гражданства и обустройстве. Это пошло бы на пользу региону.
Калининградская правда, тираж 51000 экз
Офис ДПР: 236000, Калининград, ул. Леонова, 103
Телефон: 55-65-95