Все – таки беспокойный у нас народ. Не люди, а сплошной кошмар. Не угомонятся никак. Бузят. Ходят по инстанциям. Жалобы строчат. Виданное ли дело?! Мешают строительным компаниям захватывать престижные места. Только присмотрят бизнесмены уголок для решения финансово-квартирных вопросов – граждане тут как тут: н и-з-з я.
Местные чиновники всеми правдами и неправдами пытаются втиснуть нуворишей в городское пространство. Как в истории с 4 этажным домом довоенной постройки № 111-117 на Ленинском проспекте.
Кот в подвале
Все началось с того, что в подвале появился “усатый зверь”, огромный и жадный до жути. Занял он целых два подъезда, так как является не чем иным, как веселеньким заведением – кафешкой под названием “Черный кот”. Новый сосед не пришелся ко двору. Оно и понятно! Как всякий матерый котяра, стал он распространять неприятные запахи, плодить насекомых и орать песни до поздней ночи. Особенно донимал нахал обитателей подъезда №113. Побежали граждане в суд: мол, как же так? Вселился плут без нашего дозволения, да еще мешает жить.
Вот чудаки! Какой же кот будет спрашивать разрешения жильцов? Конечно, дело в суде было безнадежно проиграно. Да и не до того нашим слугам закона, чтобы этаких нахалов из домов изгонять. Тем более животина-то оказалась хитрющая! Что ей соседи? Она испросила дозволение на самом верху и наверняка потрясала этой бумажкой перед носом служителей Фемиды. А перед магическим словосочетанием “постановление мэра”, извините, даже правосудие сникает.
Женщины на крыше
Но не только в подвале завелась нечистая сила. На крыше тоже не все ладно. На самом верху бывшего управления кенигсбергских железных дорог, которому перевалило за сотню годков, когда-то красовалась замечательная композиция: часы в окружении двух античных женских фигур. От часов на данный момент осталась одна дырка. Дамочки оказались попрочней и по-прежнему восседают на фасаде здания. И как они там, бедные, в полном одиночестве? Ночью одни! Нехорошо. Резвые ребята из ООО “Шалмантаир” задумали составить им компанию, заселив мансарду. Правда, уцелеют ли дамы в такой компании, остается большим вопросом. Ведь невысокий чердак планируется реконструировать в двухуровневое жилье. Каменным женщинам, понятно, там делать нечего.
Мнения жильцов четвертого этажа, на головах которых скоро застучат отбойные молотки ударной стройки, опять не поинтересовались. А постановление мэра за № 3385 от 17.11.2000 г. – вот оно, состряпано по высшему разряду, не придерешься.
Народ против
– Мы категорически против, – заявляют хозяева квартир. – Представляете, что хотят сделать с нашим старым домом? На здание, которому стукнуло 115 лет, водрузят двухэтажную надстройку! Да оно просто рухнет!
– А у нас обещали вскрыть потолки! – жалуются обитатели четвертого этажа.
– Мы было заикнулись, что в наших квартирах штукатурка посыплется, так нам ответили, что “Шалмантаир” нас выселит. Временно! Интересное кино получается! Фирма поимеет огромную прибыль от продажи квартир при минимальных затратах. За наш счет.
А теплоснабжение? Батареи и сейчас чуть живые! Если подключить еще несколько квартир, мы вообще останемся без тепла. Магазин “Юко” тоже не отстает. Директор захотел расширить торговую площадь и сооружает двухэтажную пристройку к торцу здания. Строительство идет полным ходом. Котлован уже вырыли, при этом полностью оголили подвальную стену… А ведь наш дом является памятником истории и архитектуры!
Интересно, как будет выглядеть сей шедевр ново-юковского зодчества в ансамбле с домом, на стенах которого еще остались украшения в виде лепнины и белоснежных колонн?
В общем, обложили несчастных обитателей дома 111-117 со всех сторон. Слева – пивнушка, справа – котлован, в подвале – “Черный кот”, а на крыше – строительство. Кошмар!
– Мы уже боимся здесь жить!- вопиют в отчаянии горожане.
Поведение инвесторов, желающих освоить престижную территорию в центре города без лишних затрат на коммуникации, вполне понятно. Ведь бизнес агрессивен по самой своей природе. Кто ж откажется получить неплохую прибыль при пустяшных расходах?
А вот мотивы поведения городских властей, обязанных следить за соблюдением прав граждан, пресекать нарушения, вызывают, мягко говоря, недоумение.
Действия городской администрации, раздающей направо и налево разрешения на строительство, противоречат законам. Нарушены следующие статьи Гражданского кодекса РФ: 135, 289, 290, п.1 ст.246, которые говорят о том, что собственникам жилья в многоквартирном доме принадлежат общие помещения здания, его несущие конструкции, оборудование, коммуникации и т.д.
Не добившись пока правды в судах, жители дома №111-117 обратились к депутату областной думы Витаутасу Лопате.
– Ознакомившись с письмом, я сразу же направил мэру запрос, где просил отменить постановление, нарушающее права граждан, – поясняет Витаутас Лопата. – Кроме того, я обратился к прокурору Калининградской области В.Ф.Чулкову с просьбой отменить решение мэра, как противоречащее Гражданскому кодексу РФ и постановлению городского совета № 297 от 26.11.1997 года. Также я направил заявление председателю городского совета Е.В. Гану, где указал на необходимость потребовать от мэра отмены его постановления. Однако думаю, что результатом моего обращения к главе города и в городской совет будет обыкновенная отписка, как и во многих других случаях. В связи с этим я бы хотел обратиться к гражданам через газету.
Депутаты в борьбе за…
– Все, что делается у нас в стране, в области, в городе, – все должно быть на благо людям, – считает В. Лопата. – Любой человек, обладающий властью, будь то мэр, судья или депутат, должен ставить себя на место простого гражданина. Представьте, вдруг к вам в частный дом-особняк заявляются посторонние люди, устраивают что-то в подвале, разбирают крышу над головой и вселяют на ваш чердак посторонних жильцов. А ведь владельцы приватизированных квартир такие же частные собственники с долевой собственностью на весь дом!
К сожалению, в последнее время подобное самоуправство превратилось в систему. Свидетельство тому – сотни обращений калининградцев к депутатам, жалобы в суды на нарушение прав граждан по вопросам реконструкции и строительства. Городская администрация не считается с интересами людей, а законодатели, призванные следить за соблюдением их прав, занимают пассивную позицию. Хотя механизмы воздействия на потерявшую совесть власть имеются. Депутаты горсовета обладают определенными полномочиями и могут отменить постановление мэра. Депутаты областной думы, объявив коллективный протест, тоже могут влиять на решения, принимаемые главами муниципальных образований. Сложность в том, что в большинстве своем депутаты разрознены – и в городском совете, и в областной думе. К тому же многие из них, решая свои личные финансовые и коммерческие задачи, не хотят ссориться с мэрами городов и поэтому не в состоянии отстаивать интересы избирателей.
А судьи кто?
– В суде люди тоже не всегда находят понимание. Почему?
Здесь уже гражданин вступает в соревновательный спор не с чиновником, а с судьей. А квалифицированный слуга закона – это профессионал в своем деле. При желании он всегда выиграет дело. Надо понимать, что судьи тоже люди. Одни работают в стесненных условиях, другие маются без квартир. Как известно, главы администраций помогают нашим судебным органам решать эти задачи, осуществляя дополнительное финансирование, выделяя жилье. Поэтому правосудие у нас своеобразное, защищающее интересы властных структур. Игнорирующее практику Верховного суда и судов других областей, где давно доказано, что чердаки и подвалы являются, как и квартиры, собственностью жильцов. А собственность, как известно, неприкосновенна.
Моя хата с краю…
– В какой-то мере люди сами потакают самоуправству властей. Ведь когда в доме начинается реконструкция, затрагивающая сначала одну квартиру, то остальные жильцы этому не препятствуют. Мол, моя хата с краю… Пусть обиженный сам разбирается. В результате на этот дом продолжают сыпаться напасти, как в случае со зданием на Ленинском проспекте. И только когда уже всех обитателей дома достанут буквально “до печенок”, соседи начинают объединяться и действовать сообща. То же самое происходит в масштабах города. Если из 100% избирателей на выборы приходят только 32%, а остальные 68%, мягко говоря, на это мероприятие наплевали, то это значит, что они наплевали на свою дальнейшую судьбу. Ведь один из важнейших принципов демократии – это выборность и сменяемость власти. Изменится власть – изменится и жизнь людей.
У граждан сейчас осталось одно право, которое пока (!) отнять никто не может, – это право голосовать и выбирать для себя власть. И не использовать это право просто неразумно.
Что делать?
– На сегодняшний день мы имеем то, что имеем. И нам придется сотрудничать с существующими административными структурами. Поэтому я бы посоветовал обиженным гражданам набраться терпения, объединяться в инициативные группы, нанимать адвокатов и поэтапно доходить до Верховного суда. Потому что там, в Москве, интересы нашей местной элиты мало что значат. Просто нужно проявить настойчивость и упорство, и, я уверен, правда восторжествует.
Кроме того, я бы советовал обращаться за помощью к губернатору Владимиру Егорову и заместителю представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе по Калининградской области Андрею Степанову. Чтобы вышестоящей власти было понятно, насколько масштабно сегодня нарушаются права граждан в сфере строительства и реконструкции жилых домов.
Сейчас появился механизм, который позволяет областным структурам контролировать эти процессы. Губернатором разработана “Программа создания государственного градостроительного кадастра Калининградской области на 2003 – 2006 годы”. Она была принята 23 января в областной думе и дает губернатору полномочия контролировать выделение земельных участков и строительство.
Конфликтов можно избежать
Я согласен с мэром, что новое строительство вести в городе надо. Жилой фонд у нас старый и запущенный. Реконструировать крыши необходимо, передавать подвалы и первые этажи в ведение частного сектора под торговлю и услуги тоже нужно. Ведь это выгодно для скудного городского бюджета. Для начала управление архитектуры города должно заняться разработкой нескольких хороших, добротных проектов реконструкции крыш под жилые помещения. И прежде чем приглашать посторонних людей, инвесторов, нужно предложить проекты жителям этих домов для того, чтобы они могли за свой счет сделать реконструкцию. Ведь многие из владельцев квартир тоже хотели бы расширить жилплощадь. Если жители по каким-то причинам не откликнутся, проекты следует передавать инвесторам. И уже с ними заключать договоры. Это должно быть трехстороннее соглашение между мэрией, владельцами жилья и фирмой, которая пожелает заняться реконструкцией. В документе должно быть учтено все: особенности здания, соблюдение прав и пожеланий граждан, ремонт подъездов с заменой старых дверей, окон и т. д. (В случае нарушения договора обитатели дома могут подать в суд как на мэрию, не проконтролировавшую исполнение договора, так и на фирму.)
Таким образом, можно обеспечить выгоду всем сторонам – участникам соглашения. И жители останутся довольны, и инвесторы получат необходимые площади, и бесплатный ремонт подвалов и крыш обеспечится.
Надо понимать, что нельзя до бесконечности испытывать терпение наших граждан! Когда-то оно закончится, и люди сами возьмутся наводить порядок в рядах власти. Тогда и мэру, и депутатам будет не до смеха. Поэтому, чем раньше наша власть одумается, тем лучше.
Ольга ЗАВЬЯЛОВА
“Калининградская вечерка” №6 14-21.02.03