2002-10-22 – Статьи и комментарии – Всенародно не избранный мэр.

Удивителен русский характер. Весь город сидит без воды в крапах. На головы калининградцев сквозь худые крыши льются потоки дождя, фактически они живут под открытым небом. На улицах – едва поморосит – развозит такую непролазную грязь (спасибо за рытвины с ямами, за колдобины с ухабами, за раздолбанные дворы и загаженные подворотни), машины обдают вонючей жижей – спасибо забитой и противу правил смонтированной ливнёвке. Вспоминается надпись, увиденная однажды в междугородном автобусе: “Калиниград – город-помойка”.

Удивителен русский характер. Всё равно проголосовали за Юрия Савенко. И получил он 62 процента голосов, принявших участие в выборах. Шестьдесят это сколько? Это всенародно избранный? Отнюдь! На выборы заявилась меньшая треть калининградцев, обладающих активным избирательным правом. Налицо абсентеизм, так по латыни называется игнорирование выборов. Получается, за Савенко проголосовали 18 процентов активной части населения Калининграда. Остальные высказались против него либо на выборы не пошли. Вот и развеивается тщательно вживляемая нам в сознание легенда о всенародном.

Можно не сомневаться, тем не менее, пир закатят такой, будто царя всем миром возвели на престол. Будет и пышная, гремящая на всю страну инаугурация, будут сногсшибательные подарки – холопское племя подчинённых постарается переплюнуть один другого, нас замучают утомительными интервью: важный князь будет натружено морщить лоб, изрекая мудрости, а всевозможные Смирновы и Костомаровы, едва дыша, будут заглядывать миропомазаннику в рот.

Вообще-то Савенко избрала людская жалость. Когда имиджмейкеры вбросили в массы информацию о резко падающем рейтинге Юрия Алексеевича, те, кому грозило вместе с мэром потерять и тепленькое место, дружно ринулись к урнам. Спасать шефа и самих себя. И они спасли. Не народ избрал Юрисеича, чиновники и бюджетники. И эту часть электората вряд ли можно отнести к активной. К трусливой – да. Скорее всего, активна та часть, которая отсиделась дома.

Выборы отчетливо выявили еще несколько важных для понимания нашего общества вещей. Они показали, что Игорь Рудников достиг своего предела. Всё. Семнадцать процентов – его потолок. Человек контрпродуктивный, не свершивший ничего особенного ни в горсовете, ни в областной Думе (разве что письмами с грозными требованиями завалил всех, но ведь это не есть равноценное умным законопроектам, которыми и должен в первую очередь заниматься депутат).

Удивил Витаутас Лопата. Он сумел показать себя. Сподобился убедить людей, поначалу не веривших его слову. Во время выборной кампании Лопата высказал столько откровений, столько разумных суждений, которые не под силу порой целой бригаде специалистов муниципального управления.

Но в целом выборы носили паскудный, гадкий характер. Многих потенциальных кандидатов, способных составить г-ну безальтернативному хорошую конкуренцию, запугали. Пригрозили проблемами и трудностями – и люди спасовали. Чертовски неприятно об этом узнавать там, где бравируют понятиями демократии, порядочности и честности.

Но делать нечего. Надо приспосабливаться к новому старому главе города (интересно, будет ли мэр наконец-то исполнять свои прямые обязанности главы или по-прежнему примется игнорировать устав города?). Надо готовиться к губернаторским выборам, в которых Савенко обязательно будет ферзем. Он бросит так и не доведенный до нормального состояния Калининград и примется за область.

Константин РОЖКОВ
Еженедельник “Светлогорье”
№ 22 октябрь 2002 года