2002-09-17 – Выборы мэра Калининграда – Витаутас Лопата – кандидат в мэры Калининграда. МНЕ НЕЧЕГО СКРЫВАТЬ.

Сначала в газете “Янтарный край”, о существовании которой не каждый знает, а затем в более тиражной “Калининградской правде” появилось письмо практически одного и того же содержания. В публикации ставился вопрос: “Можно ли доверять сведениям о кандидате, в которых сообщается о том, что его годовой доход составил 45 тысяч рублей?”

СПАСИБО ЗА ХОРОШИЙ ВОПРОС

Говорит В.Лопата, кандидат на должность мэра Калининграда:

– Сорок пять тысяч? Хороший вопрос. Это про меня. Да, слышал я такое мнение – дескать, этого и на бензин для моего джипа не хватит.

Хочу объяснить ситуацию и тем, кто искренне недоумевает, и тем, кто хочет “навести тень на плетень”. Сообщаю, что, действительно, по-другому на вопрос избиркома я ответить не мог. У меня в 2001 году не было (нет, кстати, и сейчас) других источников дохода, кроме зарплаты, которую я получаю за работу в должности советника директора кафе “Солянка”. Но я и учредитель этого кафе и владею 72% акций. Дивидендов по ним пока не выплачивается. На что же я живу?

“Солянка” строилась три года назад. На реконструкцию было потрачено около трёхсот тысяч долларов. Это мои личные деньги, которые я вложил в строительство предприятия, это так называемые инвестиции или просто, как по – народному говорится – дал в долг. Теперь “Солянка” возвращает долг. Примерно по 50-70 тысяч в год. Налогом это не облагается. На эти деньги я и живу, и магазин “Ткани и пуговицы” на Ленинском открыл. Это не доход, это возврат займа, поэтому эти деньги не требуется указывать в сведениях для избиркома. Кроме того, я работал не только в 2001 году и у меня, видимо, есть накопления, заработанные за 25 моих лет работы. Но избирком не требует указывать количество наличных денег. Потом мне иногда отдают долги мои друзья, и много еще чего есть у бизнесмена. Но раз вопросы у людей возникают, то я хочу ответить на них через СМИ, как делаю это и на встречах с избирателями.

“Солянка” рентабельное предприятие, еще через год, когда оно рассчитается с долгами за строительство, оно начнёт приносить дополнительные дивиденды своим учредителям. Увеличатся, соответственно и суммы, перечисляемые в бюджет. Но уже и сейчас оно платит налоги сполна! В год на каждого работника примерно выходит и отчисляется 120 тысяч рублей. В среднем по области среди предприятий общепита эта цифра в десять раз ниже, а в Светлогорске, например, 9 тысяч рублей. А всего кафе около зоопарка отчисляет налогов примерно около 600 тысяч рублей ежемесячно, а соседнее, дай Бог, если 12 тысяч. Это в пятьдесят раз меньше.

Когда меня изберут мэром, делами моих предприятий будет управлять моя жена. Ей и образование позволяет, и профессиональный опыт для этого у нее немалый – 25 лет. У Лужкова, например, жена тоже бизнесмен.

АЛЛЕЯ ГИНКГО

– Виктор Владимирович, в газете “Завтра” написали, что Вы всё-таки срубили редкое дерево гинкго…

– Да стоит оно! Старое и больное, макушка сохнет, правда, но целёхонькое.
Два года назад, когда я шёл в Облдуму, Савенко публично говорил, что Лопата хороший предприниматель, платит налоги, если и второе кафе возле зоопарка будет его, то и налоговых денег прибудет. Разрешили мне делать проект. Тогдашний главный архитектор Горбач и говорит: “Продаём тебе соседнее здание, соединяем их, делаем два этажа”. А потом активисты зелёные набежали.
Всё, забудь о тысячах долларов выложенных за проект – мэр мнение поменял. Уже нельзя гинкго рубить.

Говорят: “Хочешь место под строительство через дорогу от “Быков”, напротив КГТУ?” “А проблем не будет?”- спрашиваю. “Нет, – говорят, – работай, там, правда, два дерева придётся срубить, но они старые, больные – разрешаем”. А я давно хотел кондитерскую в центре города открыть, даже сына в Канаду отправил этой профессии учиться. За такое разрешение я был готов тысяч на двадцать долларов деревьев насажать. Длиннющая аллея из редких пород могла получиться. Саженец гинкго знаете сколько в Европе стоит? 50 – 70 долларов. Я ведь высадил один в зоопарке. А еще 6 кустов рододендрона и 35 елей. Только они их не поливают. И ёлки почти все засохли. Приходится ходить и требовать от тётенек, что там работают, чтобы они ухаживали за деревьями.

И вот проект кондитерской готов, шестьдесят тысяч долларов мне это стоило. После чего в мэрии говорят: “Нельзя в этом сквере строить!” Вот такой градоначальник “хозяин” слова – захотел дал, захотел забрал обратно. Ну, дайте же возможность людям работать! Ведь очевидно: лучше сервис – больше туристов – больше денег в городе – больше денег в казне – люди лучше живут. Не понимают?

Думаете, я один такой, кого власть обманывает? Ничего подобного. Со многими инициативными людьми похожие истории приключались. Чего же удивляться, что инвесторы к нам не идут?

БЕЗ ПОЛИТРАБОТНИКОВ И МОНОПОЛИСТОВ

– Бизнес должен доверять власти, – продолжает В.Лопата. Чтобы у руля предприниматели видели не политработника, а человека, способного мыслить такими же категориями, как и они. Тогда и инвестиции будут. Посмотрите, как это выглядит в Новгороде – 700 миллионов долларов за последние несколько лет. Более ста предприятий только с иностранным капиталом. Там губернатором Михаил Прусак, он лидер ДПР. Я первый заместитель местного отделения этой партии и, конечно, намерен использовать здесь и новгородский опыт. Кому не желателен приход иностранного бизнеса к нам в область, не смотря на то, что это дополнительные поступления в бюджет? Прежде всего тем, кто боится конкуренции, монополистам или почти монополистам, которые не хотят, чтобы ситуация менялась. Почему у нас жильё дорогое, не смотря на льготы по ввозу импортных материалов без НДС? Муниципальное дешевое строительство не ведётся – вот почти и нет ценовой конкуренции.

Или возьмём, к примеру, Москву, почему она процветает? Да потому что торговые сети можно строить всем, и если кто решил что-то производить на территории Москвы – пожалуйста. А у нас, похоже, инициативным и предприимчивым дают от ворот поворот. Люди у нас ничем не хуже, чем в Москве, и калининградцы достойны лучшей жизни.

Всё очень просто – правила должна быть одинаковыми для всех предпринимателей и предсказуемыми. Административные барьеры – убрать. У мэра есть для этого рычаги. Нужно устранить лишние согласования, пустые налоги, губящие дело отчисления. Вот только один пример. Зачем спрашивается берут деньги за перевод помещения из жилого фонда в нежилой? Благодаря предпринимателям, которые стали выкупать под магазины квартиры на первых этажах, город стал и удобнее, и красивее. Купив такую квартиру, человек становится её собственником, так на каком основании с него требуют ещё по тысяче рублей с каждого метра, чтобы осуществить некую административную процедуру по “переводу”?

ГДЕ ДЕНЬГИ?

– И самое главное – ведь неизвестно куда эти средства уходят. Было бы гораздо лучше, если бы мэр не просто забирал эти деньги, а обязал бы предпринимателей направлять их на благоустройство – как перед фасадом, так и во дворе. Ведь иной раз стыдно смотреть – перед входом фейерверки пускают, а с обратной стороны – грязь и запустение.

– У города полно проблем – отвратитетельное водоснабжение, загазованность, мусор, дороги, всего не перечислишь. И мы уже привыкли слышать от властей на наше возмущение, что, мол “да мы бы и рады, так ведь денег катастрофически не хватает”.

– Во-первых, хочу сказать, что не всё от денег зависит. Например, если человек не имеет внутренней доброжелательности к горожанам, не умеет им улыбаться, ему просто нечего в мэрии делать. Просители своей очереди дожидаются, а мимо них чиновницы с закусками носятся – у начальника, видите ли, день рождения! Людей в этом здании много сидит – в день по несколько личных праздников можно отмечать. Убрать неприспособленных работать – уже экономия средств и возможность решить проблемы жителей.

– Во-вторых, не нужно выбрасывать деньги на ветер или зарывать их в землю, результат – убытки. Посмотрите на правую сторону эстакадного моста, если ехать от Южного вокзала. Весь асфальт съехал в сторону и лежит там бугром. Сколько денег туда зарыли в прошлом году? Теперь его нужно снимать и делать заново.

А сколько средств бросается на борьбу с утечками воды, вместо замены трубопровода. Примеров нерационального использования денег множество. Зачем, например, дотировать муниципальные предприятия, которые приносят убытки в бюджет? Когда речь идёт о таких социально значимых направлениях, как муниципальный транспорт, это оправдано, но и здесь, может быть, стоит подумать о привлечении заинтересованного инвестора. Ему, скажем, 60%, а за городом оставить 40% – такой блокирующий пакет не позволит частнику задрать цену, зато качество перевозок улучшится,

Немалые деньги должна приносить и муниципальная недвижимость. Рыночная цена торговых площадей при её покупке сегодня – от 20 до 30 тыс. рублей за метр. Спрашивается почему, если мы заглянем в бумаги о совершённых мэрией сделках, мы увидим цифру в три раза меньше? За чей счёт эта “доброта”? И в чей карман уходят две трети от реальной цены?

Арендованному метру площади рыночная цена от 7 до 15 долларов в месяц, а по договорам, заключенным с муниципалитетом, предприятия переводят в казну от одного-двух долларов. Куда идут остальные деньги? А ведь это миллионы долларов в год! Весь бюджет города составлял в 2001 году – $52 млн., в 2002 – $56 млн. Я уверенно заявляю, что на аренде земли, продаже муниципальной недвижимости, легальной продаже участков под строительство, аренде муниципальной собственности можно дополнительно изыскивать 15-20 миллионов долларов ежегодно. Как раз этих денег и не хватает на ремонт дорог, школ, больниц, бурение скважин – чтобы в городе была вода.

Не могут решить проблему опасного участка перехода возле “Вестера” на Ленинском. Нормальный предприниматель с удовольствием сделает там подземный переход за свой счёт. Вы дайте ему гарантированное право на собственность и возможность сдавать потом там площади встроенных киосков и магазинчиков в аренду, он за три года вложенные средства окупит, начнёт прибыль получать и налогов прибавится.

Источников пополнения бюджета множество. Нужно, конечно, уметь их увидеть и распоряжаться полученным по-хозяйски. Прекратить резать золотоносных кур. И сделать финансовую и хозяйственную деятельность городских властей максимально прозрачной для всех жителей. В Китае за взятки, кстати, расстреливают.

Способны ли нынешние руководители изменить ситуацию в Калининграде? Судя по предыдущим четырём годам её работы, можно с уверенностью сказать, что нет. На вторых ролях в мэрии есть хорошие специалисты, честные люди, которых необходимо повысить на первые роли и толково организовать их работу, для того, чтобы наш город не превратился в заброшенный военный городок.

Газета “Реклама и калининградская информация” №35.
17 сентября 2002 года