2002-09-14 – Статьи и комментарии – Витаутас Лопата – кандидат в мэры Калининграда. ПРАВО БЫТЬ СОБОЙ.

В. ЛопатаВсе дети приходят в этот мир чистыми и добрыми. Но даже в благополучной по общепринятым меркам семье жизнь часто заставляет их отказываться от себя – от своей ребячьей непосредственности. Что уж говорить о сиротах, вырастающих на улицах или на скудные крохи от государственного стола в приютах? А вот в детском доме № 1 Ленинградского района на видном месте висит перечень прав воспитанников, и среди прочего – право быть самим собой.

Вместе и в классе, и в …туалете

Кандидат в мэры Витаутас Лопата побывал здесь задолго до кампании, и, можно сказать, случайно. Рядом находится 13-я школа, для которой он добился выделения средств по инвестиционной программе. Стыдно сказать – на ремонт туалетов. Даже школьный сторож Алексей Чернов на вопрос, как они выглядели, с отвращением зажмурился и сказал: “Это надо было видеть!” По рассказам очевидцев, и мальчишеский, и девчоночий “WС” представляли из себя вонючее пространство с низкими прогнившими перегородками (нужду справляли на виду друг у друга) и дырками в полу. Облезлые стены, провалившиеся полы и протекающие ржавые трубы. По сравнению с этим убожеством даже аналогичное удобство во дворе выглядит царскими покоями. Между прочим, именно такие туалеты в основном у детей и дома – поселок Октябрьский застроен частными домами. В общем, к цивилизации ученики никак не были приобщены. Теперь у них в туалетах кафель на стенах и плитка на полах, отдельные кабинки, новенькая сантехника.

Под боком у школы располагается детский дом № 1 , и сироты учатся, естественно, там. Так в процессе общения со школьниками депутат с ними и познакомился. Его пригласили в гости, он пришел и… надолго застрял в вестибюле. Все дивился приютскому убожеству. “Пол там действительно кого угодно мог привести в недоумение, – рассказывает директор детского дома Виктор Яшин. – Его клали в 63-м году, знаете, как в банях старых – мелкими плиточками. Само собой, за сорок лет потерлись, потрескались, провалились.”

Витаутас Лопата осмотрел весь дом, долго разговаривал с директором и ребятами, попрощался со словами: “Вестибюль я вам отремонтирую”.

“Нам много чего обещают, – вспоминает Виктор Георгиевич, – да не все выполняют. А тут тем более, деньги требовались приличные. В общем, я не сильно рассчитывал на ремонт”.

Однако депутат снова пришел и велел сдирать банное покрытие и заплатил за это старшеклассникам. До приезда детей из детского лагеря оставалась всего одна неделя, и Яшин боялся, что не успеют осилить 140 квадратных метров. К тому же присмотревшись к обшивке отопительных батарей, Витаутас стал отдирать и их. Дети приезжали 29 августа, а 28 рабочие все закончили. Витаутас сам нашел бригаду, сам контролировал качество работ, они работали и в воскресенье, и допоздна. Новая плитка, яркая, веселая, современная, уложена аккуратно, швы ровненькие. Ребята, открыв входную деверь, долго не решались ступить на это великолепие, потом ахали, разглядывая такие же красивые и добротные панели, за которыми теперь не видны дряхлые батареи. Очень хороший получился вестибюль.

Только зарплату, и ту не вовремя

“Только так и надо работать, как Лопата! – уважительно говорит директор. – Надежно, качественно, быстро. Не чинить и замазывать, а менять на новое. Мне вон каждый год дают на краску для батарей, уже в столько слоев замазаны, что скоро не выдержат этой тяжести!” В этом году, как и всегда, на ремонт получены гроши. Поэтому все, что у Яшина в доме имеет приличный вид, сделано на деньги спонсоров. А городского бюджета хватает только на питание да на зарплату сотрудникам, причем, что интересно, с приближением выборов никаких задержек с выплатами! И все-таки директор умудряется организовать жизнь своих подопечных так, чтобы они не чувствовали себя отщепенцами. Здесь есть крохотный, но с настоящими тренажерами, спортивный зал, есть живой уголок, и девочки, приехав из лагеря, очень горевали по волнистому попугайчику, которого изловчилась сожрать оставленная без обычного пригляда крыса. Здесь проводятся соревнования, к которым сейчас добавилось первенство по домино, конкурсы, здесь хранят традиции, поют свой гимн, здесь стараются детям привить семейный уклад и у каждой группы есть своя “мама”, отмечают праздники и к традиционным датам добавили свои личные торжества – “Вместе с маэстро”, например. Конечно, с этими детьми непросто, они такого навидались в короткой жизни, что врагу не пожелаешь, но даже самые отпетые, сбегая от режима, порядка и контроля, всегда возвращаются сюда. Сами.

И все-таки запущенность здания не скроешь, она проглядывает в старательно, но неумело заделанных дырах и трещинах, залатанных потолках. Особенно жутко выглядит душевая – мрачно, сыро, стойкий казарменный дух голых стен и ржавых труб. Следующее, что будет делать здесь Витаутас Лопата, и есть душевая.

Мстители родом из детства

Он не считает, что это мелочь – нормальные, человеческие условия.

“Октябрьский – и без того проблемный поселок. Много наркоманов, хулиганов, пьяниц. Нищета. Поселок социально запущен, но если дети так и будут расти среди этого мрака, перемен ждать не стоит. Ребенком человек видит грязь – взрослым она его не возмущает, привык. Ребенком он видит равнодушие властей – и взрослым примиряется с этим, не умеет требовать. В худшем – и не редком! – случае идет в банду и мстит уже всем подряд за поруганное детство, за унижение”, – объясняет Витаутас свое внимание к подрастающему поколению и добавляет: “Я не понимаю, как эта простая мысль не доходит до высоких чиновников. И как, зная, что лишают детей жизненно необходимого для физического и духовного здоровья, все-таки не найдут денег на школы, детские садики, дома-интернаты, центры творчества, спортивные комплексы. Почему в Швеции возле каждой сельской школы стадион не хуже нашей “Балтики”? Мы, что, беднее скандинавов? Или глупее? Нет. Просто наша правящая бюрократия частью некомпетентна в управлении городским хозяйством, а частью относится к народу, как барин к крепостным, и думает только о своем кармане, о своих удобствах.. Даже наши депутаты не сразу согласились включить в инвестиционную программу две школы, которые я предложил, и я рад, что эти позиции, 340 и 470 тысяч, поддержал губернатор Егоров”.

Благодарен депутат и посетителям “Солянки”: это они набросали в благотворительную копилку в кафе 50 тысяч рублей. И ему осталось только добавить своих 30 тысяч, чтобы уложиться в смету ремонта вестибюля детского дома.

У бюджета нет денег, чтобы переоборудовать все детские учреждения города. У Витаутаса Лопаты – тем более. Но депутатских, при наличии большого желания, полномочий хватает, чтобы хоть что-то исправить.

Опасные танцы

Вторая школа из его инвестиционного блока – №7 на улице Горького. Скоро здесь состоится презентация…актового зала, который после ремонта признан комиссией мэрии лучшим среди школ города. Почему именно эта школа? Потому, что в отличие от престижных лицеев и гимназий, она не на виду у спонсоров. Потому, что таким образом школьные преобразования охватывают Ленинградский район и по периферии, и по центру. Несмотря на то, что в этом округе есть другой депутат, а Витаутас просто живет в этом Ленинградском районе. Актовый зал для этой школы особенно важен. “Да у нас вся жизнь в этом зале! – говорит завуч по воспитательной работе Ольга Русанова. – У нас школьный театр, Литературная гостиная и литературные балы, изостудия, вокальный и хореографический ансамбли. Уже не говоря о школьных праздниках – последний звонок, новогодние елки, фестивали, конкурсы! В зале у нас общаются ученики, педагоги, родители и гости”.

Зал в школе, ничего не скажешь, большой. Но пол в нем был в состоянии, опасном для здоровья. Особенно, когда проводятся балы и танцы – старшеклассники во время менуэтов и полонезов старались обойти коварные провалы, чтобы не поломать каблуки или ноги. Да и во время Литературной гостиной как-то разительно бросался в глаза контраст между вечерними нарядами, свечами, гитарами, вдохновенными стихами, трепетными романсами и обшарпанным, прогнившим, почерневшим полом. Витаутас Лопата тоже согласился, что талант – а дети талантливы все! – достоин уважения и заботы: “Мы на то и взрослые, на то и власть, чтобы дети знали, что нам важны их увлечения, интересы, что у них есть право заниматься творчеством в нормальных условиях, и что мы считаем своей обязанностью создавать им такие условия. Они вырастут и будут поступать точно так же. А иначе следующее поколение руководителей, тоже махнет на школы рукой: “Мы так росли, и вы сможете!”

Здесь, как и в детском доме, депутат сам нанял бригаду, едва ли не каждый день проверял, как они работают, и теперь в актовом зале хоть президента принимай: натуральный штучный паркет, расширенная сцена, заново окрашенные стены и новые панели для стен. Светло, просторно, чисто, руководители кружков и ансамблей оставляют обувь у порога – и чтобы не испачкать, и чтобы ощутить живое тепло безупречно гладкого дерева. А ребята на каждой переменке прибегают к залу, счастливыми глазами таращатся в щелку и теребят Ольгу Сергеевну: “Когда можно будет заниматься?”. И еще кое-кто с нетерпением ждет начала школьного театрального сезона – сверстники из клуба молодых инвалидов “Надежда”.

Испытание властью и деньгами

Этот клуб приютился в подвале соседнего со школой здания. Почти год “Надежда” воевала с горсоветом за право безвозмездного пользования тесными, душными, грубо отделанными комнатами. “Три тысячи в месяц за аренду для нас слишком много, мы рады, когда на счете набирается тысяча! Но ведь эти деньги нужны инвалидам, а у нас в клубе их 300 человек. Недавно заплатили за операцию – 2000 долларов! – говорит председатель клуба Марина Бухвалова. – Мы очень благодарны Витаутасу Лопате. Обращения к мэру и губернатору не помогли, только он поддержал нас, и горсовет согласился снять наконец арендную плату. Между прочим, он ходатайствовал за нас и в “Энергосвязи”, и нам поставили телефон”

Он помог и в другом – прислал бригаду строителей, и у “Надежды” теперь появился полностью отделанный и оборудованный массажный кабинет. И специалист тоже есть. Они вообще управляются в основном своими силами – проводятся юридические и психологические консультации, есть тренажеры, занимаются трудоустройством инвалидов, отмечают дни рождения и принимают гостей. Это и семьи инвалидов, и спонсоры. Обычно люди, к которым Марина Владимировна обращается за помощью, поговорив с ней, уже потом не забывают “Надежду” и становятся ее друзьями. “Потому что я не прошу на бедность, – объясняет она. – Я говорю о проблемах, которые порядочного человека не могут не затрагивать. Не всем дано быть бизнесменом, директором или мэром. Но если Бог рассудил послать тебе испытание властью или деньгами, не забывай, что ты не пройдешь его, отворачиваясь от тех, кто слабее и беднее. И меня понимают”.

Дела добрые должен делать каждый

Школам, детским домам, инвалидам – Витаутас помогает давно. То четырехметровые красивые елки к Новому году в школы, кому четырех метровую стремянку, чтобы можно было мыть большие школьные окна; новый туалет школе № 15. То ремонт фасада детского дома “Гаврош” и мебель, кровати, диван, комплект оргтехники, да много еще чего … Микроавтобус зоопарку, кусты рододендронов и саженец редчайшего дерева Гинкго тоже посажены в зоопарке. Если учесть, что Витаутас Лопата помогает и другим общественным организациям, прослеживается четкий социальный адрес этой помощи: дети, старики, ветераны, инвалиды. Кроме того, очевиден системный подход – собственные средства, бюджетные средства, собранные благотворительные взносы на его предприятии. И еще комплексный характер – депутат создает компактный социальный комфорт. Если бы так действовали чиновники, наделенные куда большими, чем депутатские, полномочиями и возможностями, правом долгосрочных и оперативных решений, то все у нас было бы по-другому. И несчастных детей меньше, и довольных стариков больше, и несправедливость судьбы сглаживалась бы для инвалидов вниманием власти и общества. Поэтому Витаутас Лопата идет в мэры города Калининграда.

А тем временем в его “Солянку” зачастили посетители с непривычной для клиентов кафе ношей – книгами. Идет очередная благотворительная акция депутата – комплектование библиотек для исправительных колоний и детских домов: чтобы оступившиеся взрослые верили, что на них не поставлен крест, а брошенные дети не теряли веру в добро, справедливость и в себя. Мы все имеем одинаковое право быть собой, потому что независимо от статуса, должности и зарплат, это значит – быть сильным, честным, искренним и милосердным. Для тех, кто, как Витаутас Лопата, не отказался от этого права, оно становится нормой жизни и работы.

“Калининградская вечерка” № 127 13-14 сентября 2002 года