2002-09-13 – Выборы мэра Калининграда – ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ЛОПАТА. Калининградец, родом из Советского Союза.

Друзья, сотрудники называют его Виктор Владимирович. Хотя по паспорту депутат областной Думы Лопата – Витаутас Вальдемарас.

Мама у него русская, Морозова. Девичья фамилия жены Игрушина. Сам всю жизнь говорит и мыслит по-русски. Ничего удивительного, что его всегда звали Виктором – и в Красноярске, где прошли детство и юность, и в Якутске, куда он с женой выезжал на заработки, и в Алма-Ате, где он стал успешным предпринимателем в сфере питания и начал заниматься общественной деятельностью, и, наконец, здесь, в Калининграде, куда он приехал 5 лет назад навсегда.

ОСНОВАТЕЛЬНО И НА СОВЕСТЬ

Построил дом в 4 этажа на девяти сотках, фактически заново возвёл кафе возле зоопарка. Когда это кафе выставляли на аукцион, то там была уверенно разоряющаяся пиццерия, хотя пиццей назвать их продукцию можно было весьма условно. Само здание было гнилое, деревянная крыша проваливалась. Делать новую бетонную крышу – могли рухнуть стены, собранные из обломков самого разного кирпича. Чтобы не нарушить архитектурный ансамбль, оставили фасадную стену, подвели новый фундамент и фактически отстроили здание заново. Было 190 квадратных метров, теперь 370. Заведение стало популярным. На сегодняшний день “Солянка” – наилучший плательщик налогов среди городских предприятий общепита. За каждого работника в год платится около 120 тысяч рублей.

Бизнес бизнесом, но Лопата не такой человек, чтобы только о деньгах думать. среднем по области этот показатель в десять раз меньше. “Солянка” постоянно проводит социально значимые мероприятия для инвалидов, а также для сирот из детских домов.

Хорошей традицией стали банкеты для ветеранов Великой Отечественной на День Победы. В кафе есть копилка, куда собираются пожертвования на нужды детских домов. Вот и сейчас с первого сентября проводится акция по сбору книг для заключённых и ребят из детских домов. Будьте уверены, книг будет много. Лопата всё делает с душой, основательно и на совесть.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Что в каждом из нас приобретено с жизненным опытом, что генетически заложено – пойди разберись. Стремление к порядку, похоже, действительно в крови у Виктора-Витаутаса. Дисциплина у него и на производстве строгая, и к себе без поблажек относится. Кафе строит, магазин открывает или новый офис партии отделывает – обязательно благоустраивает и территорию вокруг. Чтобы всё, как он сам говорит, “было прилично”.

Донатас Банионис, известный советский актёр, говоря о литовском национальном характере, отмечал две основные черты – скрытность и трудолюбие. В чём-чём. а в скрытности Виктора Лопату упрекнуть трудно. За время перед тем, как его выбрали в областную Думу, он подробно познакомил калининградцев с историей своей жизни. Где жил, как деньги зарабатывал.

Если на какую из его черт, приписываемых литовскому происхождению, и жаловались, так это на привычку к определённой сдержанности в общении. В Калининграде, впрочем, это нормально, а вот когда Лопата жил на Востоке, там встречалось немало людей, которым его обычная манера держаться казалась слишком холодной. В Алма-Ате, например, у мужчин принято обниматься, целоваться при встрече. Не каждому европейцу такое понравится.

Избиратели задают самые разные вопросы. Например могут неожиданно спросить: “Вот вы станете мэром, а город литовцам не продадите?”.

– С какой стати, – отвечает таким людям Лопата, – я буду делать это? Я люблю эту землю, а любимыми не торгуют. И потом – причём здесь национальность и, тем более, фамилия? Вот сейчас в мэрии полно людей с украинскими фамилиями, мы что, должны их подозревать в тайном сговоре с Киевом?

Лопата никогда не жил в Литве. Отец и дед родом из Жемайтии – близкой к Калининграду области Литвы. Жемайтийцы – работяги. Дед был трудовой человек и многого добился – своя колбасная, кондитерская, пекарня. Потом всё отобрали и семью с пятью малолетками отправили в Сибирь. Сейчас внук со своей семьёй вернулся на берега Балтики. Правда, от литовского гражданства отказался. Свой литовский паспорт, который ранее получил на том основании, что его предки из этой страны, он сдал, потому что он здесь живет и работает. В России, на калининградской земле. У него одно гражданство – гражданство России.

ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ СССР

Калининград для него и безотчётная любовь, и осознанный выбор.

– Меня давно сюда тянуло, – рассказывает Виктор. – Приехал, осмотрелся. Климат какой-то родной, из подсознания. Море, сосны, песок. Люди сразу понравились. Знаете, у калининградцев особенный менталитет. Образ мыслей более передовой, более европейский по сравнению с другими регионами. Мне есть с чем сравнить.

– Многие сибиряки, когда я жил в Красноярском крае, поднакопив денег, стремились уехать на Юг. В Сибири, как известно, холодно, и экология нездоровая. Мне врачи порекомендовали переехать туда, где потеплее. Так я оказался в Алма-Ате. Это теперь там другая страна, а тогда везде был СССР. В какой бы республике ни жил, за границей для иностранцев ты всегда был русским. Россия и Советский Союз – для большинства это одно и то же было.

– Так что я выбрал себе новое место внутри своей страны, а оказался через несколько лет в чужой. Поэтому, несмотря на то, что мое дело развивалось успешно, из Казахстана пришлось уезжать. Многие знакомые двинулись в Сочи, Краснодар, Ставрополье. Я им советовал не ехать туда – горячие точки рядом. С одной стороны, кавказские диаспоры контролируют бизнес, а с другой – местные жители вновь прибывшим постоянно упреки бросают: “Понаехали тут!”.

– Изучал обстановку в Нижнем Новгороде, Ярославле. Экология там неблагополучная, грязно. В Ярославле еще и целые орды бандитов наезжали из Москвы. Кстати, когда я сообщил друзьям, что собираюсь открыть кафе в центре Калининграда, меня спрашивали, не боюсь ли я, что бандиты или проверяющие всех мастей понабегут, как бы закрываться не пришлось. А я со всеми одинаково разговариваю – я свободный человек, ни от кого не завишу, и бояться мне нечего. Обстановка в Калининграде относительно спокойная. К вновь прибывшим, опять-таки, здесь отношение не такое жёсткое, как в средней полосе России. В конечном счёте, здесь все переселенцы – только один со стажем пятьдесят лет, а другой десять.

К этим словам Виктора Лопаты можно добавить также, что иной и за пять лет успевает сделать столько, сколько у другого за всю жизнь не получится.

КАЛИНИНГРАД. ГОРОД В ЕВРОПЕ

С успехом прошёл в Облдуму. Принципиально не собирается получать депутатскую зарплату, а сегодня это уже больше 30000 рублей в месяц. Не за деньгами он шёл в местный парламент. От того, что обещал избирателям, не отступает. Сожалеет, правда, что не так много у него в Думе единомышленников по многим вопросам, поэтому не все необходимые решения удаётся провести. Голосовал против налога с продаж, а его приняли. А сейчас все говорят, что цены выросли процентов на сорок.

Важнейшее дело для депутатов – приведение законов в соответствие с реалиями сегодняшнего дня: как будем жить, работать и сотрудничать с нашими соседями, когда они вступят в ЕС. Лопата считает, что наделение области дополнительными правами самостоятельно регулировать целый ряд вопросов, касающихся международных отношений, не только необходимо, но и неизбежно. Только нужно решать задачи для достижения этой цели уже сейчас, а не через года два. когда эта идея станет очевидной для всех, но время будет потеряно. И всё можно было решить голосованием на заседании областной Думы и тем самым вынудить российский парламент рассмотреть этот вопрос. Но наши депутаты этого не хотят, чего-то боятся.

– По сути неважно, как назовут нашу обновлённую область: Калининградская республика; новый, восьмой, округ РФ; особая территория, управляемая представителем президента. Главное ведь не название, а новые дополнительные, а в нашем случае просто необходимые, полномочия и возможности. И никакого сепаратизма! Только в составе России. Если обретем новый статус, то и Евросоюз будет с нами по-другому разговаривать. Если бы наши законы, налоги, таможенные правила соответствовали европейским, если бы область имела право вступать в переговоры по этим вопросам, то проблема с визами и не возникала бы. И ездили бы мы свободно – что в Париж, что в Томск. И чувствовали бы, что живём в Европе.

– Я горжусь тем, что я калининградец. – продолжает Виктор. – Мне нравится, когда приезжающие к нам, особенно из других российских областей, обращают внимание на его уникальность, приобщённость к Европе. Причиной тому, конечно, и то немногое, что осталось от немцев – непривычная для россиян брусчатка, сохранившиеся или отреставрированные здания. Но прежде всего, я думаю, их впечатление вызвано общением с теми, кто населяет этот город. Впечатление это, видимо, настолько искреннее, что позже, познакомившись с городом поближе, многие гости с некоторой укоризной замечают: “Бедновато всё-таки вы для Европы живёте”. Немного забавно, но всё-таки жаль, что уезжают от нас и с такими словами. Поэтому нужно стремиться к большему порядку во всём. Ведь мы живём в самом центре континента, славного своей историей, традициями, культурой, передовой наукой, высокой организованностью и уровнем жизни. Этот ряд можно продолжать долго. И нам нужно очень много потрудиться, чтобы каждый мог с уверенностью сказать: “Калининград город российский, европейский”.

Еженедельник “Реклама и калининградская информация” № 34, 10 сентября 2002