2002-08-25 – Выборы мэра Калининграда – ВИТАУТАС ЛОПАТА: “Я СВОИ ВЫБОРЫ СДЕЛАЮ САМ”.

Все меньше осталось дней до окончания процесса регистрации кандидатов в мэры. Основные “игроки” уже почти определились. Вот и депутат областной думы Лопата, по его словам, на днях как раз собирается зарегистрироваться. Ну а пока он этого еще не сделал и охотно раздает калининградским журналистам интервью. Пообщался народный избранник и с нашей газетой. Тема разговора, естественно, предстоящие выборы и предвыборная борьба, которая в последнее время в нашем регионе, увы, ведется совсем без правил.

– Виктор Владимирович, как вы охарактеризуете сегодняшнюю предвыборную ситуацию. Не кажется ли вам, что кандидаты в мэры раньше времени начали организовывать так называемые предвыборные штабы, тем самым нарушая закон?

– Да, штабы сегодня создают все. Несмотря на то, что до официальной регистрации кандидатов этих предвыборных штабов, имиджмейкеров, политтехнологов по закону как бы не существует в природе. Просто друзья того или иного кандидата снимают какое-то помещение. Ну или другой друг вероятного кандидата предоставляет им это помещение. И все они якобы совершенно бескорыстно морально поддерживают его, укрепляют в мысли написать в итоге заявление в горизбирком и официально вступить в предвыборную борьбу. Запретить это делать нельзя, потому что никто не может человека лишить его личного права от души помогать ближнему. На самом деле все (в том числе и в горизбиркоме), конечно, все понимают. Знают, что стоит за таким бескорыстием и ярко выраженной дружбой. Но поделать ничего не могут. Или делают вид, что не могут.

– У действующего мэра есть друзья?

– Конечно, почему бы им не быть. Он же глава города. И обладает всем, что нужно для появления друзей-приятелей, которые, естественно, помогут ему на нелегком пути предвыборной борьбы. У Игоря Рудникова тоже есть друзья, которые ему помогают.

– Ну тогда и у вас, разумеется, есть. Ведь вы от амбиций побороться за кресло мэра не отказываетесь, насколько я поняла?..

– А вот здесь вы как раз и ошибаетесь. Друзья-то у меня есть, конечно. Но это обычные друзья. Никаких приятелей, которые в один прекрасный момент превратятся в предвыборный штаб, я вокруг себя не собирал.

– Так что, на выборы не идете?

– Наоборот, иду. Только вот я свои выборы буду делать сам, без “приятелей” и штаба. По нескольким причинам. Во-первых, у меня нет огромных денег оплачивать услуги пиарщиков, как бы не распускали по Калининграду слухи о том, что мне якобы помогает “казахская диаспора”. Это неправда. Никто ни одного рубля мне для фонда кандидата в мэры не предлагал. Свои небольшие денежки я буду использовать после регистрации на вполне законную агитацию. При этом я не собираюсь и в сентябре нанимать платных агитаторов. Это ведь тоже деньги, выкинутые на ветер. Я за собственные выборы платить никому не буду, про себя сам сумею людям рассказать. А они пусть делают выводы, когда придет время. Надо сказать, что такой принцип самостоятельного, без опоры на бездонные капиталы “спонсоров” участия в политической жизни области я уже использовал на выборах в областную думу. И успешно. Напомню, избираясь депутатом областной думы, я не нанимал агитаторов. Как и все в своей жизни, постигал политическую практику своим умом.

– Приведите, пожалуйста, более конкретный пример…

– Пожалуйста. Я сам разрабатывал свою предвыборную кампанию на выборах в областную думу. Разрабатывал буклет, рекламный плакат, составлял тексты выступлений в газетах и по телевидению. Иногда, очень редко, но мои материалы обрабатывали и корректировали журналисты. Почему я так поступал? Потому что не хотел казаться лучше, чем я есть. И еще потому, повторюсь, что мне деньги достаются собственным трудом. И не так легко, как это некоторым кажется. Зачем же я их буду бросать на ветер? Да и какой же из меня может получиться градоначальник, если я с самого начала своей политической карьеры начал бы сорить деньгами? Тогда уж лучше сразу не выбираться, и точка. Мой принцип – зарабатывать деньги и тратить их разумно. С ним я шел в областную думу. И на тех выборах блок “Яблоко – Новая сила”, который я возглавлял, получил первое место по городу Калининграду – около 27 500 голосов. От нас отстали коммунисты, блок в поддержку Президента, “Янтарный край” – местные правые. Никогда в истории России в городах партии “Яблоко”, “Новая сила” не занимали на выборах место выше четвертого-пятого. Значит, калининградцам, которые голосовали, была интересна моя позиция.

– Сегодня условием для регистрации кандидата на должность главы местного самоуправления могут быть либо собранные подписи избирателей в поддержку выдвиженца, либо залог в размере 300 тысяч рублей. Какой вариант предпочтете вы?

– Вообще, я считаю эти выборы в какой-то мере антинародными. Ну кто из народа сможет внести такой залог – 300 000 рублей? И 3 500 подписей собрать не каждому под силу. Я буду вносить залог. Потому что у меня есть информация, что наиболее известные мои конкуренты инициируют тщательную проверку всех подписей горизбиркомом. И дело не в том, что я представлю в избирательную комиссию какую-то “липу”. Подписи будут настоящие, добросовестно собранные. Но они ведь даны живыми людьми. И среди нескольких тысяч при придирчивом рассмотрении всегда удастся “найти” несколько десятков “отказников”. Тех, кто скажет: “Я – не я, лошадь не моя”. То бишь ничего не писал, в первый раз вижу. Кто-то это может сделать за деньги, кого-то вполне могут запугать участковым, ЖЭКом, на кого-то найдут способ надавить. Административный ресурс одного из сильных кандидатов вполне может позволить ему это сделать. Борьба идет серьезная. И я не хочу допускать случайных ошибок и полагаться на “авось”.

– Говорите, серьезная борьба? Вы ее уже как-то ощущаете на себе?

– Да. Например, происходят очень странные вещи. Для того, чтобы после 6 сентября полноценно включиться в предвыборную агитацию, я отправился в городские рекламные агентства – оговорить условия, на которых в будущем моя реклама появится на больших рекламных щитах, которых не одна сотня расположена по всему городу. Думал, агентства будут рады приходу клиента. Ведь довольно большое количество щитов в городе просто пустует. Ободранные стоят, некрасивые. И надписи на них “Здесь может быть ваша реклама” с указанием номера телефона, по которому, значит, желающие дать рекламу могут позвонить.
Ну вот я и пришел. “Здравствуйте, – говорю. – Вы ищете рекламу? Я готов ее вам дать”. А представители агентств руками замахали. Нет, говорят, даже не приходите. Ни сейчас, ни после 6 сентября. Только после выборов. Тот же ответ меня ждал в некоторых городских типографиях. Там просили вообще с заказами не приходить, сослались на загруженность. Точно такой же отказ во всех упомянутых инстанциях получил еще один (уже зарегистрированный) кандидат в мэры Калининграда – Игорь Рудников. При этом финансовое положение предприятий, отказавшихся в ближайшие два месяца что-либо с нами обсуждать, далеко от совершенства. Заказы им нужны как воздух. Откуда же тогда такой испуг уже при звуке моей фамилии. Кого эти люди боятся? Кто приказал, надавил? У кого было больше всего для этого возможностей (я говорю об административном ресурсе)? Кто-то считает меня слишком опасным соперником? Разве это честно? Не хотелось бы, конечно, думать, что все это происки конкурентов. Мне кажется, они должен быть выше этого. Но наверняка помощники и “приятели” конкурентов перестарались, “перебдели”, так сказать, в этом вопросе. На всякий случай. И получилось очень некрасиво. Ну а основная борьба черных технологий, видимо, еще впереди. Меня будут опять обвинять, что я пилю какое-нибудь дерево, пирожки в “Солянке” дороги и невкусные и еще придумают черт-те что и много чего еще. Ну уж если додумались Рудникову обмазать двери и весь подъезд фекалиями, то ожидать можно чего угодно.

– На ваш взгляд, кому из кандидатов вовсе не нужна агитация в сентябре?

– Действующему мэру. Но он, похоже, не понимает этого своего преимущества (только представьте, какая денежная экономия!). Ему вообще какая-либо агитация за себя не к лицу. Как человек власти, он должен доказывать свою состоятельность реальными делами: ремонтом дорог, крыш, подъездов и дворов. А не перманентным свечением в телевизоре и на страницах всех газет. Он же не телезвезда, в конце концов. А вот тем, кто только хочет сесть в кресло городского головы, – им в отведенный законом срок по логике вещей как раз надо агитировать народ, то есть доказывать, что они не случайно решились на борьбу и могут что-то изменить в городе.
– Напоследок такой вопрос. Почему вы до сих пор не зарегистрировались, если так уверенно заявляете о своем желании участвовать в выборах и беретесь судить о ходе предвыборной борьбы?

– Как вы знаете, регистрация кандидатов продлена до 31 августа. Я привык поступать разумно и никогда не торопиться что-то делать, чтобы потом жалеть. Вполне успею подать заявление в горизбирком на днях. К тому же мне очень интересно посмотреть, что будет, когда все мои возможные конкуренты заявятся. Ведь выражали же некоторое время назад желание идти на выборы такие солидные политические фигуры, как нынешний мэр Багратионовска Олег Шлык, вице-спикер областной думы Михаил Дударев. Ждал, что выдвинется на эти выборы такой серьезный соперник, как глава корпорации “Калининграджилстрой” Борис Родионов. И были, похоже, к тому основания. А вообще, желаю всем вероятным и уже определившимся кандидатам в мэры честной борьбы. Калининградцам “грязные технологии” уже надоели.

Татьяна ИВАНОВА.
Калининградская Вечерка (Калининград) , N11823