Это письмо – крик души. Витаутас Лопата – депутат областной думы, предприниматель, владелец кафе “Солянка”. А теперь еще и магазина “Ткани – Пуговицы” на Ленинском проспекте, 54. Человек реальных дел. Кафе “Солянка” популярно у калининградцев. Это один из положительных примеров, как надо вести бизнес. Сегодня Витаутас обратился к нам с другим примером – с предложением на собственном опыте проиллюстрировать, как относятся к инвесторам в нашем родном городе. С сожалением можем констатировать, что случай его не единичен, а негативное отношение к инвесторам вполне реально. Мы публикуем текст Витаутаса практически без комментариев. Обо всем судите сами.
Уже после первого года работы кафе “Солянка” полюбилось калининградцам. Количество посетителей постоянно росло. Появились очереди. Я решил расширить бизнес и построить новое кафе. Начал, как это обычно бывает, с похода в мэрию. В июне 2000 года я обратился к главному архитектору города Горбачу с просьбой подыскать мне участок где-нибудь в центре на пересечении людских потоков под постройку нового кафе.
Горбач принял мою заявку, которую я писал на имя мэра Савенко. Место для кафе определило городское управление архитектуры. Все его знают, это напротив знаменитых “Быков”, через проспект Мира. Меня спросили: “Подойдет место?”. Я ответил: “Да, если с мэром согласовано”. С мэром все было согласовано. Проект готовил архитектор Селянин, которого мне рекомендовал все тот же Горбач. Это был не случайный выбор. Я хотел, чтобы здание соответствовало стилю центра города и представлениям управления архитектуры о стилевом единстве. Горбач тогда еще заметил, что я единственный заказчик, готовый сделать все в соответствии с городскими интересами. Тем более он знал, что строю качественно, что, впрочем, отмечал тогда и Савенко. При проектировании были использованы традиционные решения в стиле парковых беседок, максимально соответствующие окружающим ландшафтам. Такие беседки украшают многие скверы и парки Европы, есть они и в окрестностях Санкт-Петербурга. Никакого китча. Никакой самодеятельности. Весь проект готовился с разрешения мэра Юрия Алексеевича Савенко и под прямым руководством главного архитектора Горбача. Кроме того, с разрешения опять же мэрии я в два раза увеличил мощность вновь построенной электрической подстанции.
Общая сумма, истраченная на проект, на сегодняшний день составила 58000 долларов. Это проектирование, согласования, строительство электрической подстанции, спонсорские взносы по случаю праздника города (мэрии – от благодарного предпринимателя). В течение года я согласовывал проект в мэрии и в городских службах, прошел все законно до единой подписи. Все согласовав, я пришел за разрешением на строительство. А вместо разрешения мне дают письменный ответ, что я превысил сроки согласования и разрешения отменены. И вообще строить там нельзя.
Год я тратил деньги, год все согласовывал и работал над проектом, причем в соответствии с пожеланиями мэра и городской архитектуры, после чего – от ворот поворот. Что ж, разве я виноват в этой ситуации? Разве не мэрия затягивала согласования? Некоторые предприниматели проходят согласования по 2-3 года, открывают объекты, так и не собрав окончательных разрешений на реконструкцию. Просто невозможно преодолеть тот бюрократический барьер, построенный чиновниками мэрии. Разве я просил именно этот участок?
Я просил любой участок в центре города, где есть потоки людей. Я потратил время, энергию, деньги. В результате мне заявляют, что лезу в зону сквера, а проект не вписывается в архитектуру. Дескать, под кафе будут вырубаться ценные деревья. Но это не соответствует истине. Проект выполнен так, что все деревья вокруг остаются нетронутыми. Под снос идут два трухлявых дерева, выбракованные горзеленхозом. Причем за снос деревьев и замену деньги они взяли с меня. В Градостроительном кодексе (п.9 статья 85) четко написано: “…земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими скверами, парками, используются для отдыха и туризма…”. Кафе – объект инфраструктуры отдыха. Я думаю, с этим никто не будет спорить. И коль скоро зеленые насаждения не вырубаются, то сам Бог велел прислушаться городскому совету к мнению мэра и управления архитектуры города, которые подобрали этот участок, и дать разрешение на строительство.
Мой пример не единичен. Таких, несправедливо обиженных, в городе найдется не один десяток. Самое главное, я не могу понять, кому и когда я перешел дорогу. Видимо, мои политические заявления, высказывания депутата, да и само участие в качестве кандидата на выборах мэра и есть главная причина, не позволяющая до сих пор разрешить эту надуманную проблему. Каждый депутат горсовета на словах отстаивает интересы горожан и города. А в моем случае – будто каменная стена. Амбиции превалируют над здравым смыслом. Согласившись строить кафе напротив технического университета, я был уверен, и это соответствует истине, что новое кафе – это благо для центра, ведь именно в центре в кафе идут жители, гости города и иностранные туристы. Никогда к нам не пойдут иностранные инвесторы, видящие, как власть относится к своим. А еще, ведь многие думают, что депутату областной думы все достается на блюдечке. Повторюсь, решение о строительстве в этом месте принимали городское управление архитектуры и мэр. Я не хочу быть заложником в конфликте мэра и городского совета, который существует на сегодня. Это видно по решениям горсовета, конфликтующим с постановлениями мэра по другим землеотводам. Действительно, не найдя правды у городских властей, я обратился к губернатору и надеюсь на его помощь.
Можно сколько угодно повторять “халва, халва”, от этого не станет слаще во рту. Про инвестиции рассуждают все. Прямые вложения в кафе составили бы около пятисот тысяч долларов. Сейчас мое предприятие при численности 50 постоянных сотрудников платит совокупных налогов в бюджеты всех уровней более 6 миллионов рублей в год. Это составляет около 120 000 рублей на одного сотрудника. У большинства предприятий общепита этот показатель на уровне 12000 руб. Разница в десять раз. Если построю новое кафе, сумма налоговых отчислений вырастет как минимум вдвое. Что, 12 миллионов рублей – лишние для бюджета?
Препятствуя работе предпринимателей, депутаты горсовета рубят сук, на котором сидят, забывая при этом, что их выбрали для того, чтобы жизнь в городе стала лучше, чтобы бюджетники получали полноценную зарплату, а старики не чувствовали себя обделенными.
Именно предприниматели обеспечивают наполнение бюджета, а соответственно, финансирование всех социальных программ. И если какой-то чиновник говорит, что он изыскал деньги для школ и больниц, то сначала я или подобные мне должны эти деньги заработать и выплатить в виде налогов в бюджет.
Иван ОРЛОВ.
Калининградская Вечерка (Калининград) , N106
26.7.2002