ВИТАУТАС ЛОПАТА, ДЕПУТАТ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ КАЛИНИНГРАДСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБОЕ МНЕНИЕ.
ТРЕЗВО ВЗГЛЯНУТЬ НА СИТУАЦИЮ.
Позиция ЕС относительно безвизовых транзитных коридоров не была неожиданностью. Было неразумно ждать, что наши предложения будут не то, что приняты, но хотя бы сколько-нибудь серьезно рассмотрены. Мы хотим свободного передвижения по чужой территории. Но Евросоюз стоит твердо, и нет никакого сомнения, что эта позиция не изменится никогда.
Надежда умирает последней, и теперь мы все с тем же замиранием сердца обратили взор на Испанию. Осенью там состоится сессия ЕС, на которой, как предполагается, наши пожелания будут вновь рассмотрены.
Бесспорно, позиция президента Путина: “Россия ставит решение проблемы свободного передвижения своих граждан во главу угла взаимоотношений с ЕС” заслуживает уважения и разделяется сенаторами и парламентариями Федерального собрания. “Ни пяди наших прав Европе!” – звучит патриотично и эффектно, но, к сожалению, абсолютно нереалистично. Поступиться кое-чем все-таки придется.
Достаточно отвлечься от континентальных масштабов и спроецировать ситуацию на бытовой уровень. Предположим, по какой-то причине ваш сосед по лестничной клетке не может входить в свою квартиру напрямую, а только через вашу. Пусть даже для этого ему понадобится всего пара метров вашей прихожей, вы позволите такой маневр? У вас прекрасные отношения, ваш сосед – замечательный человек, но понравится ли вам постоянное присутствие в вашей квартире постороннего человека? Конечно, нет.
При варианте, когда сосед – не совсем благопристойная личность, и друзья у него сомнительные, вы тем более будете непреклонны, а вежливы только для приличия. То же самое происходит сейчас на европейской лестничной клетке. Европейская квартира закрыта для нас, и ее хозяева не согласятся даже на опломбированные вагоны.
Если сейчас, когда Литва и Польша только готовятся вступить в ЕС, путешествующие на российских поездах иностранные граждане спрыгивают с них на полном ходу, что будет при полноценном шенгенском режиме? Сейчас такие инциденты исчисляются единицами, потом это будут сотни незваных гостей. Спрыгнули в Литве, отряхнулись и вперед, к открытой границе, и дальше, куда душа пожелает. Законы здравого смысла одинаковы как для житейского, так и для геополитического уровня. Но это не означает, что выхода нет. Мы его не видим, потому что зациклились на единственной схеме, вернее, на единственных параметрах схемы: Россия, Калининградская область, ЕС. Между тем, стоит изменить всего лишь статус и полномочия нашего региона, и это будет решением проблемы.
ГИБЛАЯ ОБЛАСТНАЯ ЯМА
Итак, предположим, год прошел, Литва и Польша стали членами ЕС, Калининградская область, пребывая в прежнем статусе, оказалась за новым, хоть и не железным, но прочным занавесом. По смыслу и факту это все тот же забор, отделяющий нас от мирового прогресса. Для Калининграда играет роковую роль. В основе социального развития лежит экономика, производство и торговля. Все это упрется в границы. На все грузовые операции потребуется соответствие стандартам ЕС, всем сопровождающим лицам – шенгенские визы. Это будет сокрушительным ударом по деловым контактам, партнерским связям, международным контрактам. В коммерции, производстве мы, в силу геополитики, ориентированы на внешние связи, и все та же геополитика делает нас полностью зависимыми от возможности свободно передвигаться по Литве и Польше, ведь деловое сообщение даже с Россией проходит через эти страны. Много ли мы сейчас можем отправить товаров в Европу – нет, это очень трудно. Такие же трудности нас ожидают при отправке в Россию, но через страны ЕС.
На нет сойдет туризм – приоритетная отрасль региональной экономики. Побережье опустеет. Сегодня московские и питерские фирмы целыми блоками закупают гостиничные номера, завтра они этого делать не будут. Зачем российскому отдыхающему, едущему к нам поездом, возня с шенгенской визой, если за эти же деньги, если не дешевле, он получит в той же Ниде или Паланге более комфортабельный отель и более высокий сервис? А ведь туризм – одна из отраслей, которая приносит стабильный доход. Для нас это – одно из немногих конкурентных преимуществ перед другими регионами России.
И какое направление экономики ни взять, нас ждет тупик. Это значит, что доходные статьи бюджета будут погребены расходными, и мы все глубже и глубже будем увязать в многочисленных социальных бедах.
Перечислить? Безработица. Нищета основной массы населения. Уход подрастающего поколения в наркотики, алкоголизм, душевные болезни и репродуктивную импотенцию. Обострение криминальной ситуации, отъезд предпринимателей за рубеж, а населения – в Россию. Гражданское противостояние. Рост сепаратистских настроений. Падение авторитета федеральной власти. И все это по нарастающей, но только вниз. Может быть, именно это и есть основная цель Евросоюза для облегчения дальнейшей своей работы по возврату области.
СПАСИТЕЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВЕРШИНА
Решение очевидно и доступно. Калининградская область меняет свой статус. Оставаясь субъектом Российской Федерации, она становится республикой. Это не государственный переворот. Все, о чем я говорю, не выходит за рамки Конституции Российской Федерации. Конституция декларирует: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.
Возможность самостоятельно устанавливать отношения со странами ЕС может быть предоставлена субъекту РФ при внесении соответствующих поправок в Конституцию. Не область, а республика это актуальнейший лозунг калининградской действительности, и он ничем не нарушает правовое поле Федерации. Такой вариант предусмотрен в статье 66, где сказано: “Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации”. Желание Калининградской области стать республикой оформляется в виде законодательной инициативы областной Думой, принимается Федеральным собранием и закрепляется подписью президента* России. Все. Существующая нормативная база позволяет провести такую трансформацию и делает процесс реальным.
Название прежнее – Калининградская. Это недвусмысленно говорит о федеральной принадлежности – государственникам, о незыблемости российского суверенитета – простым гражданам, о безнадежности конъюнктурных спекуляций – политиканам по обе стороны границы.
Кроме того, Конституцией предусмотрен вариант перераспределения полномочий между Федерацией и субъектом федерации. Нам должно быть обеспечено право на самостоятельное принятие решений в сфере международных отношений и внешнеэкономических связей.
Новый государственный статус, зафиксированный в Конституции, дает нам возможность самостоятельных действий на европейской арене. Самое первое из них – ассоциированное членство в ЕС. Это и есть тот самый безвизовый режим.
Этим мы избавляемся от таможенных и пограничных проблем. Этим мы достигаем инвестиционной привлекательности, за которую безуспешно боремся с начала перестройки. На знакомых, опробованных и надежных европейских условиях, иностранные предприниматели-инвесторы к нам придут. Кроме того к нам придут большие российские деньги, замороженные на иностранных счетах. Предприниматели бывшего СССР постараются вперед иностранцев занять бизнес-площадки в нашей Калининградской республике. Даже повышение акцизов на сигареты, алкоголь и бензин при видимой непопулярности означают пополнение бюджета и внебюджетных фондов налогами и сборами. Именно этот итог надо иметь в виду, когда мы обсуждаем механизм такого варианта. Результат изменений не заставит себя долго ждать. То, что сейчас представляется недостижимой социальной мечтой, уже в обозримом будущем превратится для нас в реальность уже через 3-4 года. Например, заработная плата – 1300 долларов, минимальная пенсия – 760 долларов, как в Испании. А в том, что это реально, сомневаться не приходится. Стоит только посмотреть на Литву: плоть от плоти СССР, с теми же болячками и заморочками, что и мы все – какой качественный скачок сделала эта недавняя советская республика только за счет европейской подпитки! Калининграду – гроши, да и то в виде технической помощи, а соседней территории – сотни миллионов долларов по специальным программам развития, выравнивая уровни жизни! Эти миллионы долларов могут стать нашими. Следующие выборы станут для Владимира Путина безальтернативно победоносными: он покажет стране конкретный результат своей политики и скажет: “Таким же процветающим я сделаю каждый регион России!”.
У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ
Беда в том, что мы этого обсуждения боимся. Боимся потому, что нас пугают: то потерей суверенитета, то покушением на государственную целостность. А бояться не надо, потому что все это – демагогия и конъюнктурная трескотня. Почва для изменения статуса давно готова. Об этой проблеме не раз говорили местные деятели – член Совета Федерации Валерий Устюгов, лидер Балтийской Республиканской партии Сергей Пасько, видные российские политики Владимир Жириновский, Борис Немцов, Сергей Шахрай, Михаил Прусак.
Когда ко мне на депутатский прием приходят пожилые избиратели, я спрашиваю их: “Имеет ли для вас значение, из каких денег – российских или перечисленных в бюджет иностранными фирмами, вам будет повышена пенсия и обеспечена социальная защита?”, они отвечают: “Не имеет. Лишь бы побыстрее повысили и защитили, иначе мы просто вымрем”. У этих стариков кое-как перебивающиеся взрослые дети и совершенно лишенные будущего маленькие внуки, поэтому речь идет о выживании, праве на жизнь целых поколений.
Я не принимаю в расчет кучку преуспевающих легальных бизнесменов, подпольных дельцов и высоких чиновников. Просвет, как будто бы открывающийся с принятием разработанного в ведомстве Германа Грефа нового закона об ОЭЗ, – это иллюзия. Он предполагает всего лишь разделение власти на администрацию области и дирекцию зоны, которая будет распоряжаться инвестиционными финансовыми потоками. Эти две власти только и будут делать, что делить между собой власть и деньги, и добра от этого ждать не стоит. При реальной перспективе, о которой я уже сказал, эта деятельность не имеет никакого практического смысла, потому что вместо того, чтобы вести вперед, закрепляет нас на черте “Только бы не сдохнуть!”. Вот это я и объясняю своим избирателям и неизменно слышу в ответ: “Мы же ничего этого не знаем, не понимаем. Нам объяснили – хорошо, но надо объяснять и другим”. Объясняю.
ОТСТУПАТЬ НЕКУДА
Вся логика последних международных событий демонстрирует, что и Европа не видит другого решения проблемы. Россию принимают в ВТО, Россия сотрудничает с НАТО, и, если честно, я рад за наших офицеров и солдат, которые, наконец, получат профессионально грамотное командование и достойное жалованье. Наконец, визовой режим для транзита через Польшу и Литву. Разве не ясно, что этими внешними маневрами нас то пряником, то кнутом просто подталкивают к единственно возможному внутреннему решению? Это не провокация, а закономерный результат геополитического процесса – Европа точно так же, как мы, заинтересована в нашем экономическом и социальном прогрессе. Альтруизмом тут и не пахнет. Всего лишь вызов времени – по модной политической терминологии.
У нас есть все возможности ответить на этот вызов достойно, не уронив, а приумножив свой российский авторитет. Это, прежде всего в интересах населения региона. Любое иное решение ведет к государственной катастрофе, разрыв между нашим и западным уровнем жизни быстро увеличивается. Но рядовые жители почему-то безмолвствуют, почему-то позволяют верхам вводить себя в заблуждение призрачными надеждами. Не хочется, чтобы народ очнулся только тогда, когда мы окажемся в социально-экономическом дерьме. Потому что тогда он плюнет на Конституцию и пойдет на референдум – только не по вопросу статуса региона, а по вопросу отделения от России. Кому это нужно? Тем более, что устраивающая всех альтернатива, как власть в 1917 году, валяется под ногами. Надо только нагнуться и подобрать. И сделать это надо как можно быстрее, потому что время, которое мы теряем, работает против нас.
Калининградская реклама и информация (Калининград) , N 24 2.7.2002