2001-09-11 – Статьи и комментарии – Храм в Калининграде быть должен.

Редактору рубрики “Благовест” позвонили из дирекции строящегося храма Христа Спасителя и сообщили, что владелец кафе “Солянка”, депутат областной Думы Витаутас ЛОПАТА перечислил на строительство храма месячную прибыль своего предприятия.

Согласитесь, даже для мецената, в качестве которого зарекомендовал себя Витаутас ЛОПАТА, поступок не совсем обычный.

В стародавние времена на Руси платили в пользу церкви десятину – десятую часть всех годовых доходов. Позже русские промышленники и купцы строили храмы для родных городов. Может, традиции возрождаются, и примеру Витаутаса ЛОПАТА последуют другие калининградские предприниматели и промышленники, и вырастет в городе Храм без лишней суеты и дебатов на тему: “Где взять деньги?”.

Корр.: Ваше отношение к религии?

В.Лопата: Я не могу сказать, что глубоко верующий человек. Это будет нечестно. В юности, как и большинство моих сверстников, я прошел через все советские воспитательные институты. В свое время был октябренком, потом носил пионерский галстук, в восьмом классе вступил в комсомол. Нам упорно вдалбливали в головы, что бога нет, а рай достижим при жизни в виде коммунизма. И это ни много ни мало “…социализм плюс электрификация всей страны…”, и каждый “…будет работать по способностям, а получать по потребностям…” (правда, почему-то все молчали о законе возрастающих потребностей).

Сейчас мое поколение, пытается приобщиться к церкви. Часто происходит это достаточно неуклюже. Сложно переступить порог храма после тридцати, когда до этого возраста идеи атеистические были доминирующими. Сложно перекреститься первый раз. Сложно выстоять службу. Наверное, от нашего поколения глупо требовать истового выполнения обрядов. Кто все-таки пришел к идее бога, тот носит бога в себе.

Корр.: Как государство должно относиться к церкви?

В.Лопата: Сейчас стало модным ходить на публичные службы. На церковных праздниках часто можно видеть чиновников, из бывших партийных закоренелых атеистов в первых рядах, бьющих поклоны и размашисто крестящихся. Я думаю, это не вера, а всего лишь сомнение в непреложности былой слепой истины, что бога нет. Но пускай хотя бы так. В Польше католицизм – государственная религия, которая и несет в себе воспитательную и идеологическую функции. У нас церковь отделена от государства законом. Это данность, которая в ближайшее время вряд ли изменится. Правильно это или неправильно, но так есть. В этой ситуации, пускай даже конъюнктурное участие чиновников в службах благо, поскольку именно через него государство извещает свой народ, что связь между государством и православной церковью есть.

Корр.: Почему Вы остановились именно на православной церкви.

У меня мама русская, я воспитан в традициях русской культуры. Вообще в религии мне близки объединительные идеи. Большинство религий несут в себе созидательное начало и коль скоро у нас свобода вероисповедания, в стране могут и должны уживаться православие и католицизм, буддизм и ислам. Вряд ли постройка синагоги в Калининграде может нанести урон православию, так же, впрочем, как и уже действующие лютеранский, католические и баптистские храмы. Но по статистике 70 – 80 процентов россиян считают себя православными (в Калининграде 75%). Принадлежность к православной церкви со времен крещения Руси неразрывно слилась с понятием “дух русского народа”. Именно поэтому возрождение духовности нации должно идти через православную церковь.

Корр.: Почему Вы решили перечислить деньги именно на строительство храма на площади Победы?

В.Лопата: В печати периодически вспыхивают дискуссии на предмет: “Строить храм на площади или не строить?”, “Оплачивать строительные работы из бюджета или нет?”, “Восстанавливать Королевский замок или не восстанавливать?”, “Если замок восстанавливать, то не приведет ли это к онемечиванию Калининграда?”. Я лично за то, чтобы все строить и восстанавливать. Готовы немцы финансировать Королевский замок – флаг в руки и не надо ничего бояться.

Королевский замок – это история нашего города. По поводу собора мое мнение однозначно – для Калининграда он будет важнее, чем для Москвы храм Христа спасителя. Для нашего города он не просто главная городская церковь. Этот собор будет градообразующим символом незыблемости присутствия России на берегах Балтики. Будет стоять собор – и тогда нечего бояться культурной и религиозной экспансии. Ведь есть два пути отстоять свою культуру: первый – ничего не делать самим, но и другим нациям не давать ничего делать, второй – разрешить всем все, но и свою культуру двигать в Европу.

Парадоксально, у нас литовско-польско-немецкой экспансии посвящена масса публикаций, но нигде в прессе я не встречал опасений, что польская, немецкая или литовская культуры рискуют быть захлестнутыми русской волной из Калининграда. Может, дело в нас самих? Православие – это один из фундаментальных столпов русской культуры, который обеспечивает нам самим ощущение себя русскими людьми, а храм – символ православия в Калининграде, и именно поэтому его строительство необходимо.

Корр.: Безотносительно к вашим взаимоотношениям с православной церковью, как, по-вашему, должно осуществляться финансирование строительства?

В.Лопата: Это наиболее острый и дискуссионный вопрос. Я далек от мысли использовать авторитет газеты “Дворник” для давления на мэра, губернатора и моих коллег по Думе с целью “пробивания” бюджетных денег на строительство храма. Закон есть закон. И если на месте губернатора и мэра передо мной бы встала дилемма: пустить деньги на строительство храма, либо на топливо на зиму, я бы, как прагматик, выбрал топливо и, как следствие – тепло в квартирах калининградцев.

А вот если бы пришлось выбирать между внеплановыми премиями чиновникам или строительством, то я бы выбрал Храм. Газ, торф и мазут дают тепло в квартирах, Храм дает тепло душе. В России с давних времен существовало понятие “строить всем миром”, то есть каждый член сообщества вносил посильную лепту.

Кто-то деньгами. Кто-то шел и просто работал на стройке в свое свободное время. В городе полмиллиона жителей. Если верить статистике (75% калининградцев считают себя православными), то в Калининграде более трехсот тысяч человек заинтересованы в строительстве храма. Пусть даже не триста, пусть сто пятьдесят.

Сейчас средняя разовая закупка в любом супермаркете превышает сто рублей. Да, для большинства калининградских семей – это большие деньги. Но ведь на храм не нужно жертвовать каждый день. Кто-то даст десятку, кому-то не напряженной будет сумма и в тысячу руб. Зато, потом, переступая порог храма, человек может даже не сказать, но подумать: “И я вложил свою лепту в строительство”. Принадлежа богу и православной церкви, храм примет любого нуждающегося и в радости и в горе независимо от его положения или достатка.